• Математическая игра для детей старшей группы. Дидактические игры по фэмп. «Какие бывают фигуры»

    30.12.2023

    №53 «Что бывает широкое?»

    (ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ)

    Дидактические задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

    Ход игры.

    Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

    Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

    • Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
    • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

    Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

    №55 «Дни недели»

    Дидактические задачи: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

    Материал: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

    Ход игры.

    Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

    • Расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;
    • Расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;
    • Назвать и показать рабочие и выходные дни;
    • Назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;
    • Назвать и показать 1 –й,4-й, 6-й и т. день недели, начиная с понедельника.

    Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный; вторник – оранжевый; среда – жёлтый; четверг - зелёный; пятница – голубой; суббота – синий; воскресенье – фиолетовый.

    №57 «Поезд времени»

    Дидактические задачи : закреплять умение детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития; развивать связную речь, активизировать в речи выражения «потом», «до», «после того как».

    Игровое действие: построить «Поезд времени».

    Игровое правило: вагончики выстраивать в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения.

    Материал: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например: жизнь человека от рождения и до старости).

    Ход игры.

    Карточки раздаются играющим. Дети выстраивают «Поезд времени».

    №59 «Теремок»

    Дидактические задачи: закрепление понятий

    «внутри – снаружи».

    Оборудование: игрушки – мышка, лягушка, петушок,

    волк.

    Стоит в поле теремок-теремок

    (дети ходят хоровод)

    Он не низок не высок, не высок.

    Кто-кто в теремочке живет?

    Кто-кто в невысоком живет?

    Там мышка-норушка живет,

    (мышку поместить внутри хор)

    Тесто месит, пироги печет.

    Кто-кто в теремочке живет?

    Кто-кто в невысоком живет?

    Там лягушка-квакушка живет

    (лягушку поместить внутрь хор)

    Чисто-чисто убирает, пол метет.

    Кто-кто в теремочке живет?

    Кто-кто в невысоком живет?

    (петушка поместить внутрь хор)

    Днем и ночью сторожит он теремок.

    А кого мы не пустим в теремок?

    От кого дверь закроем на замок?

    Уходи-уходи, сердитый волк!

    (оставить волка за пределами хор)

    И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

    №61 Упражнение с флажками »

    Дидактические задачи:

    действий и направлений движения.

    Ход игры.

    Все движения выполняются согласно тексту.

    Друг за другом шагай,

    Свой флажок поднимай.

    Выше, выше, еще выше

    Свой флажок поднимай!

    Друг за другом шагай,

    Свой флажок опускай.

    Ниже, ниже, еще ниже

    Свой флажок опускай!

    А теперь остановись,

    В круг лицом повернись,

    Правой ручкой помаши,

    Левой ручкой помаши,

    И с флажками попляши!

    №63 «Шофер»

    Дидактические задачи: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять

    понятия «левый верхний, левый нижний, правый

    верхний, правый нижний угол»,

    «в центре» (посередине).

    При желании эту игру можно провести не только за

    столом,

    но и на ковре.

    Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине

    прямоугольником-гаражом, игрушечные

    автомобили на каждого ребенка.

    Ход игры.

    Дети ставят машину «в гараж». По команде воспитателя

    дети перемещают машину в правый верхний,

    левый нижний угол и т.д. Перед началом

    задания целесообразно

    провести пальчиковое упражнение «Шофер».

    Би-би-би, на машине я качу.

    Би-би-би, стать шофером я хочу.

    Би-би-би, я лечу во весь опор.

    Би-би-би, самый лучший я шофер!

    №65 Упражнение «Побежали пальчики»

    Дидактические задачи : развивать умение ориентироваться на листе

    бумаги.

    Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

    Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

    Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

    Обе вы хорошие

    (поглаживать тыльные стороны ладоней)

    Ловкие, умелые

    (поглаживать ладони)

    Озорные пальчики

    (сжимать и разжимать пальцы)

    У девочек и мальчиков.

    (переплести пальцы в «замок»)

    Их никак не удержать

    Все они хотят играть

    (потряхивать кистями рук)

    Пусть побегают немножко

    По листочку пальчики,

    Только вы не ошибайтесь,

    Девочки и мальчики.

    Побежали в серединку –

    Увидали там малинку!

    №66 Упражнение «Матрешки»

    Дидактические задачи : вырабатывать умение

    ориентироваться в пространстве

    относительно себя.

    Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:

    Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

    Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:

    Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

    Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:

    Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

    Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

    Чередование можно продолжить несколько раз.

    №68 Упражнение «Машина»

    Дидактические задачи : развивать умение работать в тетради слева

    направо.

    Оборудование: лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями

    «дорогой», игрушечный автомобиль по размеру

    сообразный с «дорогой».

    Вот моя машина,

    Завожу мотор

    (упражнение для рук «завожу мотор»)

    Слева направо

    (правой рукой в воздухе «прочертить» несколько)

    Веди ее, шофер!

    (раз линию слева направо)

    Слева направо,

    (слева направо прокатывать машину)

    Слева направо,

    (по «дороге», на листе бумаги)

    Слева направо

    Машина идет.

    Слева направо,

    Слева направо,

    Слева направо

    Шофер ее ведет.

    №70 Упражнение «Дощечка, мостик и плот»

    Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать три объекта по ширине,

    развивать общую и мелкую моторику.

    Оборудование: напольный набор «Строитель».

    Ход игры.

    Дети по лесу гуляли, гуляли,

    Слушали птичек, грибы собирали.

    Надо теперь им преграду пройти –

    Речка, река и ручей на пути.

    Из имеющегося набора «Строитель» дети должны

    построить дощечку через ручей,

    мост через речку и плот для переправы через реку и

    пройти по ним. Самая узкая

    дощечка, мост пошире, плот самый широкий.

    №72 «Огород»

    Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать 3 множества объектов,

    учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении

    множество, добиваться понимание относительности количественной

    характеристики множества.

    Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество

    овощей выбрано произвольно).

    Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

    То, что мы весной сажали,

    То, что летом поливали,

    То, что осенью собрали

    Урожаем мы назвали.

    Наберем-ка овощей для салата и для щей!

    По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

    Какие овощи собрали;

    Сколько групп овощей получилось;

    Как узнать, каких овощей больше, меньше;

    Каких овощей больше (меньше) всего;

    Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

    №74 «Кто первый соберет фигуры»

    Дидактические задачи : закрепление знания геометрических фигур, выработка

    понимания конкретной инструкции,

    Развитие концентрации внимания, общей и

    мелкой моторики.

    Оборудование: рассыпанные на ковре

    геометрические фигуры (круги, квадраты,

    треугольники, прямоугольники, овалы).

    Ход игры.

    Каждому из играющих воспитатель дает

    Персональное задание по собиранию

    конкретных фигур. Побеждает тот ребенок,

    который быстро и без ошибок соберет

    свои фигуры.

    №76 Упражнение «Наряжаем елку»

    Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению

    действий, соблюдая логическую последовательность.

    Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают

    гирлянду.

    Усложненный вариант:

    воспитатель демонстрирует на доске или

    наборном полотне разные варианты

    гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту

    подходит имеющийся у них

    набор фигур, выстроить последовательность и

    Продолжить ее.

    Елочка, елочка, вот она какая!

    Елочка-иголочка, красивая, большая!

    Мы нарядим елочку снизу до макушки,

    Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

    И гирлянды – раз, два, три,

    Ну-ка, елочка, гори!

    №78 Упражнение «Беги к тому, что назову»

    Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий,

    закреплять понятия.

    Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги!

    Раз, два, три - к широкой (узкой) ленточке беги!

    Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги! И т.д.

    Называть можно любой предмет, любой величины.

    №81 «На что похоже?»

    Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

    Ход игры.

    Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

    Вы послушайте, ребята,

    Во что будем мы играть.

    Я сейчас задам вопросы,

    А кто-то будет отвечать!

    1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

    2. А окно на что похоже? (квадрат)

    3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

    4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

    5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

    6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

    7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

    Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

    Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

    Варианты: 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

    2. Водящим может быть воспитатель или ребенок

    №83 Упражнение «Веселый танец»

    1. Руку правую вперед, а потом ее назад,

    А потом еще вперед и немного потрясем.

    Мы танцуем стоя в круге, поворачиваясь в круге,

    И в ладоши хлопаем вот так – хлоп, хлоп.

    (Дети выполняют движения соответственно тексту)

    Руки вверх все ура-ура! (Сойтись в круг)

    Руки вниз все ура-ура! (Разойтись из круга)

    Руки вверх все ура-ура!

    Мы танцуем дружно весело поем!

    В каждом новом куплете меняется часть тела: Рука правая, левая. Нога правая лева Ухо правое, левое. Плечо правое, левое и т.д.

    №85 Упражнение « Бабочка»

    Дидактические задачи: развитие ориентировки в

    пространстве, закрепление

    терминов, определяющих пространственное

    расположение.

    Оборудование: яркая крупная бабочка у педагога.

    Видишь, бабочка летает.

    (дети рассматривают яркую бабочку, которую

    держит педагог)

    Мы за ней понаблюдаем

    Влево бабочка летит,

    (педагог отводит руку с бабочкой в левую от детей)

    Влево нам смотреть велит.

    (сторону, дети следят за ней только глазами)

    Вправо полетела,

    (аналогично в правую сторону)

    Вправо посмотрели.

    Вот она взлетела выше,

    (посмотреть вверх)

    Опустилась вдруг пониже.

    (посмотреть вниз)

    Если мы закроем глазки,

    (дети закрывают глаза)

    Ее увидим, словно в сказке.

    Яркая, воздушная,

    Ветерку послушная,

    С нами долго не сидела,

    (дети открывают глаза и наблюдают за полетом

    Бабочки)

    Упорхнула, улетела.

    №87 «Назови свой автобус»

    Дидактические задачи: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

    Ход игры.

    На некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты). На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

    №90 Упражнение «Раскрась цифру»

    Дидактические задачи:

    Оборудование: трафарет, цветные карандаши, бумага.

    Ход.

    Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

    №91 Упражнение «Рисуем и угадываем»

    Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр.

    Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

    №94 Упражнение «Выполни движение»

    Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, закреплять умение различать цифры, упражнять в счете.

    Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

    №95 Упражнение «Правильно ли это?»

    Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в счете, нахождений соответствующей цифры.

    Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

    №99 Упражнение «Какая цифра убежала?»

    Дидактические задачи:

    Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Ребенок указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

    №100 Упражнение «Что перепуталось»

    Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.

    На столе карточки с цифрами перевернуты “ вверх ногами” или “ вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

    №103 Упражнение «Раскрась меня»

    Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

    На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет.

    Например: цифру 1 - красным карандашом, 2 - синим, 3 - желтым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра - цвет», то получится предметное изображение, закодированное художником.

    №104 Упражнение «Цифроград»

    Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать мелкую моторику рук.

    Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» - один цветок, цифра «2» - два цветка и т. д.).

    Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

    Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

    Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

    Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

    Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

    Составить 3 равных квадрата из10 палочек

    Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

    Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

    Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

    Составление геометрических фигур

    Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

    Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

    Задания:

    Составить квадрат и треугольник маленького размера

    Составить маленький и большой квадраты

    Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

    Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

    Цепочка примеров

    Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

    Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

    Помоги Чебурашке найти и исправить ошибку.

    Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

    Только одно свойство

    Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

    Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

    Найди и назови

    Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

    Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

    Назови число

    Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

    Сложи квадрат

    Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

    Задания к игре:

    Разложить кусочки квадратов по цвету

    По номерам

    Сложить из кусочков целый квадрат

    Придумать новые квадратики.

    Игры с цифрами и числами

    В игре «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

    В игре «Какой цифры не стало?» также убираются одна – две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

    Игрой «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

    Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку» способствуют

    закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

    Игра «Сколько» упражняет детей в счете. На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в

    темнице, а коса на улице ». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4 . Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько ».

    Игра «Которой игрушки не стало?» . Ведущий выставляет несколько разнородных игрушек. Дети внимательно рассматривают их, запоминают, где какая игрушка стоит. Все закрывают глаза, ведущий убирает одну из игрушек. Дети открывают глаза и определяют, какой, которой игрушки не стало. Например, спряталась машинка, она стояла третьей справа или второй слева. Правильно и полно ответивший становится ведущим

    Игра «Кто первый назовет?» . Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева на право или сверху вниз) изображены разнородные предметы. Ведущий договаривается, откуда начинать пересчет предметов: слева, справа, снизу, сверху. Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовет игрушку, становится победителем и занимает место ведущего.

    Игры путешествие во времени

    Игра «Живая неделя». Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

    Игры «Наш день», «Когда это бывает?». Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

    За правильный хорошо составленный рассказ ребенок получает фишку.

    Игры на ориентировки в пространстве.

    Игра «Отгадай, кто , где стоит». Перед детьми – несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т.д. игра «Что изменилось?». На столе лежит несколько предметов.

    Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял, справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

    Игра « Найди похожую ». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева- розовая чашка.

    Игра « Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказывать, как располагаются элементы узора: В правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу- квадрат, в левом нижнем углу- прямоугольник, в середине –треугольник.

    Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине – большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу- цветы, вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева- по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель. Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната, зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть большим и узнаваемым), вверху, – на крыше дома трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.

    Игра « Найди игрушку». « Ночью когда в группе никого не было- говорит воспитатель, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: « Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, приседает и за шторой находит игрушку.

    Игра « Путешествие по комнате». Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений должно быть не больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг». В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий по математике, особую роль играют подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате, но и в помещении всего детского сада.

    Игры с геометрическими фигурами .

    Игра « Чудесный мешочек» хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

    Игра «Найди такой же» перед детьми лежат карточки, на которых изображены три- четыре различные геометрические фигуры. Воспитатель показывает свою карточку (или называет, перечисляет Фигуры на карточке). Дети должны найти такую же карточку и поднять ее.

    Игра «Кто больше увидит? » На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланеллеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур

    Игра «Посмотри вокруг » помогает закрепить представления о геометрических фигурах, учит находить предметы определенной формы. Игра проводится в виде соревнования на личное или командное первенство. В этом случае группа делится на команды. Ведущий (им может быть воспитатель или ребенок) предлагает назвать предметы круглой, прямоугольной, квадратной, четырехугольной формы, форму предметов, не имеющих углов, и. т.д. За каждый правильный ответ, играющий или команда получает фишку, кружок. Правилами предусматривается, что нельзя называть два раза один и тот же предмет. Игра проводится в быстром темпе. В конце игры подводятся итоги, называется победитель, набравший наибольшее количество очков.

    Игра «Геометрическая мозаика » предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье) , работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

    Игра «Найди свой домик ».

    Дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по комнате. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры. Усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз-шар, тарелка, блюдце – обруч- круг,крышка стола, стена, пол, потолок, окно-прямоугольник, платок –квадрат; косынка-треугольник; стакан- цилиндр; яйцо, кабачок- овал.

    Игра «Величина»

    Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)

    Цель . Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

    Ход игры.

    Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово. Например:

    Взрослый: Длинный

    Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

    Игра с двумя наборами.

    Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

    Материал. Две одинаковые пирамидки.

    Ход игры. «Давай вместе поиграем», – обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.

    «А теперь найди такое же кольцо», – говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания, а затем продолжить игру кем – либо из детей.

    Игра « Кто работает рано утром?»

    Это игра – путешествие. Она начинается чтением стихотворения Б.Яковлева из книги «Утро, вечер, день, ночь»

    Если звонко за окном

    Защебечут птицы,

    Если так светло кругом,

    Что тебе не спится,

    Если радио у вас

    Вдруг заговорило,

    Это значит, что сейчас

    Утро наступило.

    Взрослый: «Теперь мы с тобой будем вместе путешествовать, и смотреть, кто и как работает утром». Взрослый помогает ребёнку вспомнить, кто раньше всех начинает работать (дворник, водители общественного транспорта и т.д.) Вспомните вместе с ребёнком, а что делают утром дети и взрослые. Закончит путешествие можно чтением стихотворения Б. Яковлева или обобщением того, что происходит рано утром.

    «Вчера, сегодня, завтра»

    Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

    Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т.д.

    Дидактические игры на тему « Геометрические фигуры»

    Игра «Назови геометрическую фигуру»

    Цель. Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

    Материал. Таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях.

    Ход игры.

    Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур, назвать их. На одном занятии можно показать ребёнку 2- 3 таблицы.

    Игра «Найди предмет такой же формы»

    У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и т.д.

    Он показывает ребёнку одну из фигур, например, круг. Ребёнок должен назвать предмет такой же формы.

    Игра «Угадай, что спрятали»

    На столе перед ребёнком карточки с изображением геометрических фигур. Ребёнок внимательно их рассматривает. Затем ребёнку предлагают закрыть глаза, взрослый прячет одну карточку. После условного знака ребёнок открывает глаза и говорит, что спрятано.

    Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

    Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

    «Детский сад»

    Цель: закрепить знания о частях суток.

    Материал. Мяч.

    Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой. . .

    Мы делаем зарядку…

    Мы занимаемся…

    Аналогично можно проводить игру о временах года.

    «Какой день недели»

    Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

    Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

    Много разных дней недели

    Птицы нам про них пропели

    В понедельник соловей

    Пел, что нет прекрасней дней

    А во вторник пела птица-

    Желтобокая синица

    Ворон каркнул, что всегда

    Лучшим днем была среда

    Воробей чирикать стал

    Что в четверг он в лес летал

    Две голубки ворковали

    Воскресенье обсуждали

    Птички дни недели знают

    Нам запомнить помогают

    Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени)

    Дидактическая игра «Успей вовремя»

    Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

    Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

    Воспитывать любознательность.

    Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

    Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

    Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

    Дидактическая игра «Тик-так

    Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

    Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

    Воспитывать интерес к играм.

    Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

    Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Кукареку-кукареку

    Звонко петушок поет.

    Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

    Просыпайтесь, звери, птицы!

    Принимайтесь за дела.

    На траве роса искрится,

    Ночь июльская прошла.

    Как будильник настоящий,

    Разбудил вас петушок.

    Распушил он хвост блестящий

    И расправил гребешок.

    Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

    Ежедневно в семь утра

    Вставать пора! (будильник)

    Живет в резной избушке

    Веселая кукушка.

    Она кукует каждый час

    И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

    Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве)

    Поможем Элли вернуться домой

    Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

    Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

    Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

    Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

    Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

    Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

    Дидактическая игра «Времена года»

    Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

    Материалы: модель времени года.

    Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

    Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

    Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

    Дидактическая игра «Составь неделю»

    Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

    Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

    Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

    Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

    Игра повторяется 2-3 раза.

    После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

    В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

    Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (количество и счет)

    «На зарядку становись»

    Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

    Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

    Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

    Затем зачитывает стихотворение:

    Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

    Но не желают бежать по порядку.

    Последний, случается, первым придет –

    Такой вот бывает неправильный счет.

    В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

    «Назови предыдущее и последующее число»

    Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

    Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

    Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

    Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

    Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

    После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

    Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (геометрическая форма)

    «Мастерим геометрические фигуры»

    Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

    Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

    Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

    Жили-были два брата:

    Треугольник с квадратом.

    Старший – квадратный,

    Добродушный, приятный.

    Младший – треугольный,

    Вечно недовольный.

    Тот кричит ему:

    Ты полней меня и шире,

    У меня углов лишь три,

    У тебя же их четыре.

    Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

    Но настала ночь, и к брату,

    Натыкаясь на углы,

    Младший лезет воровато

    Срезать старшему углы.

    Уходя, сказал:

    Приятных

    Я желаю тебе снов!

    Спать ложился ты квадратом,

    А проснешься без углов!

    Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

    Но наутро младший брат

    Страшной мести был не рад.

    Поглядел – нет квадрата.

    Онемел… Стоит без слов..

    Вот так месть. Теперь у брата

    Восемь новеньких углов!

    Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

    «Нарисуй квадрат»

    Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

    Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

    Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

    Четыре есть у нас угла,

    Четыре стороны.

    Все стороны равны у нас

    И все углы равны. (квадрат)

    Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

    Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

    Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

    Дети заштриховывают квадраты разными цветами

    Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (величина)

    «Посадим ели»

    Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

    Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

    Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

    Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

    Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

    Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

    Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

    Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

    Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

    «Решаем задачи бабушки Загадушки»

    Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

    Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

    Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

    Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве)

    Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

    Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

    Материалы:

    Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

    Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

    Придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

    Положите треугольник посередине листа

    Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

    Положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

    Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

    Уточните дальнейшее направление движения до участка

    Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

    Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

    Дидактическая игра «Линии и точки»

    Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

    развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

    Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

    Ход игры:

    Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

    Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет)

    «Сосчитай правильно»

    Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

    Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

    «Считаем по порядку»

    Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

    Материалы: веер

    Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

    Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

    Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

    Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)

    «Назови сутки»

    Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

    Материалы: карточки, с изображением частей суток.

    Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

    Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

    «Живая неделя»

    Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

    Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

    Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

    Дидактические игры для детей старшей группы (величина)

    «Посадим елочки в ряд»

    Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

    Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.

    Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

    Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

    «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

    Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

    Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

    Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

    Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

    Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

    Наталья Моздукова

    Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста .

    Составитель Моздукова Н. В.

    Основные математические представления С помощью пособия глубоко формируются основные понятия математики : натуральное число, величина, геометрическая фигура. Дети знакомятся с моделями, с помощью которых они учатся составлять и решать простые текстовые задачи. В пособии представлена система заданий, на основе которых формируется пространственное и словесно-логическое мышление детей .

    Предметные математические умения и представления Развиваем умение строить натуральный ряд чисел в пределах 10, узнавать и называть количественные и порядковые числа; формируем представление о составе натуральных чисел в пределах 10; учимся составлять и решать с помощью педагога простые арифметические задачи; формируем представления о способах измерения величин; учимся узнавать и называть такие геометрические фигуры как круг, квадрат, треугольник, куб, шар, пирамида.

    №1. Игра " Что изменилось?"

    №2. Игра " Какая цифра пропущена?"

    №3. Игра " Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. "

    №4. Игра " Чудесный мешочек".

    №5. Игра "Что, где?"

    № 6. Игра "Назови скорей".

    №7 Игра "Обратный счет".

    №8 Игра "Беги ко мне".

    №9 Игра " Назови соседей".

    №10 Игра" Из каких фигур состоят домики?"

    №11 " Раскрась фигуры, из которых состоят предметы".

    №12 "Назови каждую геометрическую фигуру на коврике".

    №13 Игра "Сложи картинку ".

    №14 "Из каких геометрических фигур состоят предметы на рисунке".

    №15 " Из каких геометрических фигур состоит коврик"

    №16 Игра " Рассмотри картинку "

    №17 "Найди на рисунке 5 треугольников и 1 четырехугольник".

    №18 Игра " У какой фигуры больше углов?"

    №19 " Найди на чертеже 1 квадрат и 3 треугольника".

    №20 " Что похоже на треугольник?"

    №21 " Какая фигура должна быть на месте знака вопрса?"

    №22 Игра " Помоги гномикам найти свой домик".

    №23 " Назови предметы прямоугольной формы".

    №24 Игра " Какая фигура лишняя?"

    №25 " Какое число надо поставить на место вопроса?"

    №26 "Что лишнее и почему".

    №27 Логическая задача" Поставь недостающий элемент".

    №28 Логическая задача " Дорисуй недостающего футболиста".

    №29 Логическая задача " Какой фигуры не хватает?"

    №30 Логическая задача" Какой кошки не хватает?"

    №31 Логическая задача" Какого флажка не хватает?"

    №32 Лабиринт " Найди принцу найти Золушку".

    №33 Лабиринт" Помоги маме кошке найти котенка".

    №34 Лабиринт "Куда шагают утята?"

    №35 Лабиринт " Под каким деревом у ёжика норка?"

    №36 "Сравни картинки , найди сходство и различия".

    №37 Игра " Первый, второй, третий".

    №38 Игра " Столько же, больше, меньше".

    №39Игра " Столько же, больше, меньше".

    №40Игра " Столько же, больше, меньше"

    №41 Игра "Вверх, вниз, налево, направо".

    №42 Игра "Раньше, позже, сначала, потом".

    №43 Игра " На сколько больше? На сколько меньше?"

    №44 Игра " Перед. за, между".

    №45 Игра " Репка" перед,за между.

    №46 Игра "Длиннее, короче".

    №47 Игра " Расскажи, что где находится".

    Игра " Что изменилось?".

    Цель : закрепить название геометрических фигур, развивать память.

    Ход : На доске шаблоны геометрических фигур, дети закрывают глаза, воспитатель меняет фигуры местами и спрашивает : " Что изменилось?".

    Игра "Какая цифра пропущена?".

    Цель : закреплять цифры от 0 до 10; порядковый счет.

    Ход : на доске воспитатель выставляет карточки с цифрами , но не все :

    Какие цифры пропущены?

    Дети отвечают, а один ребенок у доски ставит недостающие цифры.

    Игра "Покажи такую цифру, сколько звуков услышишь. "

    Цель : упражнять в счете на слух.

    Ход : у детей цифры от 1 до 10 . Воспитатель за ширмой ударяет молоточком по барабану или металлофон.

    Задание 1. Покажи такую цифру, которая совпадает с там, сколько звуков услышишь(3-4 задания) .

    Задание 2 .Покажи цифру на один больше или меньше (2-3 задания) .

    Игра "Чудесный мешочек".

    Цель : закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

    Ход : у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например :" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

    Игра "Что, где?".

    Цель : упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе, развивать умение ориентироваться в пространстве.

    Ход : игра проводится в кругу. В центре круга стоит воспитатель с мячом, объясняет правила игры.

    Я буду называть предметы, находящиеся в этой комнате. Тот из вас, кому я брошу мяч, в своем ответе должен использовать следующие слова : "Слева", "справа", "впереди","позади". Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает : "Где стол?" Ребёнок, поймавший мяч, отвечает :"Впереди меня"- и бросает мяч воспитателю.

    Игра "Назови скорей".

    Цель : закреплять название дней недели.

    Ход : игра поводится в кругу. Воспитатель бросает мяч кому либо из детей и спрашивает :" Какой день недели перед четвергом?". Ребёнок, поймавший мяч, отвечает : "Среда".

    Какой день недели был вчера?

    Назови день недели после вторника.

    Назови день недели между средой и пятницей.

    Игра "Обратный счет".

    Цель : упражнять в обратном счёте.

    Ход : дети стоят в кругу. Воспитатель называет число (например :10) и отдает мяч ребёнку, тот называет число меньше 10 (9,передает мяч следующему и т. д.

    Задание. Посчитайте от 7 до 4; от 6 до 2 и т. д.

    Игра " Беги ко мне".

    Цель : закреплять названия геометрических фигур, умение различать цвет и размер.

    Ход : дети образуют круг. К каждого ребёнка одна геометрическая фигура. Воспитатель в центре круга. Он даёт задание :" Бегите ко мне те, у кого красные фигуры". Дети с красными фигурами подбегают к воспитателю и объясняют, почему они пришли в круг.

    Задание. - Бегут дети с четырёхугольниками (многоугольниками) и др.

    Бегут все с большими (маленькими) фигурами.

    Игра "Назови соседей".

    Цель : учить называть числа "соседей".

    Ход : дети стоят в кругу. Воспитатель называет любое число до 10 (например :7) и бросает мяч ребёнку; тот ловит мяч и называет "соседей" числа (в данном случае : 6 и 8) . Возвращает мяч воспитателю.

    Игры, направленные на математическое развитие дошкольников старшей группы

    Игра «Будь внимателен».

    Цель: закреплять умение различать предметы по цвету.

    плоские изображения предметов разного цвета: красный помидор, оранжевая морковь, зеленая елка, синий шар, фиолетовое платье.

    Описание : дети стоят полукругом перед доской, на которой размещены плоские предметы. Педагог, называя предмет и его цвет, поднимает руки вверх. Дети делают то же самое. Если цвет назван педагогом неправильно, дети не должны поднимать руки вверх. Тот, кто поднял руки, проигрывает фант. При разыгрывании фантов детям можно предложить задания: назвать несколько красных предметов, сказать, какого цвета предметы на верхней полке шкафа, и т. д.

    Игра «Сравни и заполни».

    Цели: развивать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ; закреплять представления о геометрических фигурах.

    Игровой материал и наглядные пособия: набор геометрических фигур.

    Описание: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображениями геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаком вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Заполни пустые клетки».

    Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

    : геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

    Описание : играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

    Игра «Чудесный стаканчик».

    Цель: учить определять место заданного предмета в числовом ряду.

    Игровой материал и наглядные пособия : 10 стаканчиков из-под йогуртов, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.

    Описание : на каждый стаканчик наклеить цифру, выбрать водящего, он должен отвернуться. За это время спрятать под один из стаканчиков игрушку. Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» И т. д., пока не угадает. Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».

    Игра «Праздник в зоопарке».

    Цель : учить сопоставлять число и количество предметов.

    Игровой материал и наглядные пособия : мягкие игрушки, счетные палочки (пуговицы).

    Описание : поставить перед ребенком игрушки животных. Предложить их «покормить». Воспитатель называет число, а ребенок выкладывает перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).

    Игра «Длинномер».

    Цель: закреплять понятия «длина», «ширина», «высота».

    Игровой материал и наглядные пособия: полоски бумаги.

    Описание : педагог загадывает какой-нибудь предмет (например шкаф) и делает узкую бумажную полоску, равную его ширине. Чтобы найти отгадку, ребенку надо будет сравнить ширину разных предметов, находящихся в комнате, с длиной полоски. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его длину.

    Игра «Пройди в ворота».

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки, «ворота» с изображением чисел.

    Описание: детям раздаются карточки с разным числом кругов. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, то есть ребенка, число кругов которого в сумме с кругами на собственной карточке даст число, показываемое на «воротах».

    Игра «Разговор чисел».

    Цель: закреплять прямой и обратный счет.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

    Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

    Игра «Не зевай!».

    Цели: закреплять знание счета от 1 до 10, умение читать и записывать числа.

    Игровой материал и наглядные пособия : числовые карточки, фанты.

    Описание : детям раздаются карточки с цифрами от 0 до 10. Педагог рассказывает сказку, в которой встречаются разные числа. При упоминании числа, которое соответствует цифре на карточке, ребенок должен ее поднять. Кто не успел быстро выполнить это действие, тот проигрывает (он должен отдать фант). В конце игры проводится «выкуп» фантов (решить задачу, задачу-шутку, отгадать загадку и др.).

    Похожие статьи