• Подготовка родителей к усыновлению. Школа приёмных родителей

    17.03.2024

    Курс подготовки в Школе состоит из 20 занятий. Продолжительность занятия по каждой теме варьируется от 2 до 4 часов. По окончании занятий проводится итоговое собеседование.

    На занятиях затрагиваются наиболее важные для родителей темы:

    • Основные положения семейного законодательства РФ о детях, оставшихся без попечения родителей.
    • Семья как система.
    • Мотивация семьи при приёме ребёнка. Ресурсы семьи и способы их оценки.
    • Адаптация приёмного ребенка, так и замещающей семьи к ситуации совместного проживания, в т.ч. непосредственное общение с состоявшимися приёмными родителями.
    • Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей.
    • Особенности состояния здоровья детей в интернатных учреждениях.
    • Влияние депривации на психическое и физическое развитие детей. Задержки развития. Возможности компенсации.
    • Понятие “травмы развития”. Особенности реабилитации детей, перенёсших разлуку с кровной семьёй.
    • Понятие “тайны усыновления”. Как рассказать ребёнку о его прошлом.
    • Сбор необходимых документов и взаимодействие с чиновниками.

    МЫ ПРИГЛАШАЕМ:

    • Будущих усыновителей и опекунов, желающих принять ребёнка из интернатного учреждения.
    • Лиц, желающие усыновить пасынка и падчерицу.
    • Семьи, воспитывающие приёмных детей.
    • Бабушек, дедушек и других близких людей «кандидатов в…».

    Особенно полезно обучение будет для: одиноких кандидатов, людей старше 40 лет, лиц без родительского опыта, а также родителей, переживших потерю ребёнка.

    Состоящим в браке или длительных отношениях кандидатам мы рекомендуем приходить на обучение совместно. Общая вовлеченность в процесс подготовки в дальнейшем облегчает адаптации семьи и ребёнка.

    О необходимости обучения будущих усыновителей говорит не только российский, но и мировой опыт. С недавнего времени школа приемных родителей (ШПР) стала обязательной, педагоги и психологи считают эту меру не только обоснованной, но и самой верной.

    Первое, с чего стоит начать лицам, желающим взять на воспитание ребенка – это разобраться в себе, причинах такого решения и реально оценить свои возможности. Особенно если претенденты хотят воспитывать ребенка-инвалида, которому требуются особые внимание и уход.

    Кто и зачем должен пройти обучение в школе приемных родителей?

    ШПР организованы государством для кандидатов, желающих взять несовершеннолетнего на воспитание в семью. Сертификат о прохождении курсов входит в перечень обязательных документов для усыновителей.

    ШПР помогает приемным семьям сплотиться, снижает вероятность возврата ребенка в детский дом. Вторичные отказы очень опасны для малышей, ведь они наносят непоправимый вред их психике. Лучше отложить прием ребенка в новую семью, чем отказаться от него в дальнейшем.

    Законодательство обязывает проходить курсы лиц, планирующих стать приемным отцом или матерью, кроме:

    • прошедших процедуру усыновления или ШПР раньше;
    • родственников ребенка (бабушки, дедушки, брата, сестры).

    Специалисты рекомендуют пройти учебу всем будущим родителям, даже если они не обязаны по закону это делать. Принятие ребенка в семью сопряжено со многими трудностями. Чтобы справиться с ними и не возвращать малыша в детский дом, необходимо обладать знаниями, которые помогут установить контакт, сгладить период адаптации.

    Именно в ШПР будущие родители смогут объективно оценить свои силы и решить, смогут ли они справиться со всеми сложностями, которых будет немало. На практике немало претендентов отсеиваются именно на этом этапе.

    Лица, которые не могут быть допущены к обучению

    На практике и по закону детей в такие семьи на воспитание не отдадут. Именно поэтому «проблемные» группы слушателей отсекаются на начальном этапе.

    Как выбрать школу приемных родителей?

    Ознакомиться со списком ШПР можно на сайте Министерства образования и науки РФ, выбрав свой регион. Моменты, на которые стоит обратить внимание при выборе школы приемных родителей:

    • опыт школы;
    • квалификация преподавателей;
    • форма преподавания (очная, очно-заочная, дистанционная, школы выходного дня);
    • время проведения занятий и их длительность;
    • отзывы лиц, прошедших обучение.

    Если будущие родители хотят взять на усыновление ребенка с особенностями в физическом или психическом развитии, им лучше пройти обучение при том учреждении, в котором такие дети содержатся. Преподаватели смогут рассказать, какие диагнозы имеют их подопечные, какие есть особенности ухода и воспитания.

    Некоторые дети требуют особого обращения (вплоть до установления определенной скорости разговора, постоянного повторения слов и пр.), к которому приемные отец и мать должны быть готовы.

    Программа прохождения ШПР и особенности процесса обучения

    Программа ШПР утверждена на федеральном уровне, она одинакова для всех регионов страны. Каждая школа может самостоятельно решать, в каком объеме и форме будет подаваться материал, однако темы курсов утверждены Министерством образования и не могут быть изменены.

    Образовательные учреждения не вправе требовать оплаты курсов. Существуют исключения, когда вводятся дополнительные программы, и в этом случае платное обучение допускается.

    Длительность обучения варьируется - от 1,5 до 2 месяцев, количество часов - от 30 до 80. Обычно занятия проводятся 2 раза в неделю, в т.ч. в выходные дни.

    Основные направления учебы в ШПР:

    • медицинские аспекты, уход за ребенком;
    • юридические вопросы;
    • детская психология, воспитание и образование;
    • практические занятия с психологом.

    При этом большая часть занятий – практическая. Психолог помогает потенциальным родителям понять, какова роль семьи в их жизни, как справиться с трудностями адаптации, установить контакт с малышом, разбираются распространенные ситуации. Самое трудное для кандидатов – помочь ребенку справиться с последствиями душевной травмы, которая была нанесена ему до попадания в детский дом. На этом психолог акцентирует особое внимание во время практических занятий.

    Некоторые школы приглашают опытных усыновителей, которые рассказывают о том, как проходил их путь, как они решали сложные вопросы. Такая практика дает очень хорошие результаты. Положительный пример и реальные истории вдохновляют претендентов или, наоборот, дают почву для размышлений.

    Форма образовательного процесса выбирается школой самостоятельно. Несмотря на допустимость дистанционного и очно-заочного обучения, далеко не все школы имеют техническую возможность их проводить. Больше всего распространено очное обучение усыновителей.

    Все данные будущих родителей, которые желают посещать курсы, конфиденциальны и не могут оглашаться. В конце обучения слушатели обязательно проходят аттестацию и при успешной сдаче получают сертификат о прохождении курсов.

    Свидетельство о прохождении школы

    Право выдавать свидетельство о прохождении ШПР есть только у аттестованных на этот вид деятельности организаций. У документа нет срока действия, т.е. пройдя ШПР и получив свидетельство, его можно использовать в дальнейшем неограниченное количество раз. Если программа за это время изменилась, претенденты могут пройти дополнительные занятия в той же школе или получить новое свидетельство.

    Какие знания можно получить по результатам обучения в ШПР?

    Преподаватели стремятся к тому, чтобы слушатели смогли получить в ШПР необходимые знания:

    • осознание собственных мотивов для усыновления, почему человек решил взять в свою семью приемного ребенка;
    • адекватная оценка своих сил и ресурсов, понимание всех рисков и трудностей;
    • общие сведения о воспитании детей, особенно приемных и имеющих отклонения в развитии.

    Многие слушатели не осознают в полной мере, какие реальные трудности возникнут при адаптации ребенка в новой семье и установлении с ним контакта. На курсах педагоги и психологи помогают «снять розовые очки» и оценить свои возможности воспитания неродного ребенка, помогают понять, как справиться с возникающими трудностями.

    Членам полной семьи важно обговорить моменты замещения друг друга в тяжелые периоды. Родитель должен иметь возможность отдохнуть, психологически восстановиться, получить моральную поддержку партнера.

    Главные навыки, которые должны появиться в результате посещения ШПР – умение попросить помощи в трудной ситуации и осознание того, что многое еще предстоит узнать. Помощь психолога или педагога может требоваться достаточно часто, особенно на первом этапе.

    Можно ли получить свидетельство в другом регионе или стране?

    Граждане другого государства имеют право пройти обучение по месту своего постоянного проживания. То же самое относится к россиянам, которые постоянно живут за границей. Свидетельства иностранного образца принимаются отечественными органами опеки.

    Если претендент на усыновление ребенка проживает в другом регионе, он имеет право пройти курсы в ШПР по месту своего пребывания. При этом он может обучаться в любом регионе РФ бесплатно. Свидетельство, которое слушатель получит после успешной аттестации, будет действовать на всей территории РФ.

    Что делать, если органы опеки неправомерно требуют пройти ШПР?

    Если органы опеки неправомерно требуют повторно пройти ШПР или обновить сертификат, выданный в другом регионе, кандидатам следует подавать бумаги на усыновление в установленном порядке. Такие действия государственной службы связаны с непониманием требований закона и нежеланием брать на себя ответственность.

    Если специалист отказывается принимать пакет документов, следует передать его через канцелярию, заказным почтовым отправлением или попросить официальный отказ с пояснениями. В большинстве случаев специалисты службы опеки разъясняют законность своего решения, ссылаясь на нормативные акты, не доводя ситуацию до жалобы на их действия в прокуратуру.

    Программа Школы приемных родителей

    Составители:

    Пилютик В.В. , социальный педагог, руководитель Школы приёмных родителей.

    Кузьмина Е.А., педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

    Юраник В.Б. , педагог-психолог, системный семейный консультант, ведущий специалист Школы приёмных родителей.

    Пояснительная записка

    В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Основными проблемными зонами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются риск возврата ребенка, жестокое с ним обращение, эмоциональное отвержение ребенка, что приводит к отрицательным последствиям не только для ребенка, но и для семьи в целом. В связи с этим, актуальными являются разработка и внедрение различного рода комплексных программ обучения и сопровождения принимающих семей.

    Опыт работы Школ по обучению кандидатов в приемные родители показывает, что подготовка и дальнейшее сопровождение приемных семей способствуют уменьшению числа отказов от приемного ребенка, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Обучение в Школе для приёмных родителей – это, прежде всего, возможность оценить свой семейный ресурс, осознать собственную готовность к приему ребенка-сироты, принять взвешенное решение.

    Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, структурно перестроиться. В силу неосведомленности многие семьи так и живут, накапливая один неразрешенный кризис за другим, что приводит к запутанному «клубку» проблем. Семье также необходимо уметь справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к приёмной семье, на его развитие и поведение. Будущие родители должны обладать базовыми знаниями из области медицины, права, педагогики и психологии, т.е. знаниями об особенностях ребенка-сироты, специфике той или иной формы семейного жизнеустройства ребенка, способах эффективного воспитания и заботы о ребенке.

    Исходя из вышеизложенного, была разработана данная программа, концептуальной основой которой является системный подход в работе с семьей. Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах (утверждена Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2011 г. N 1681 ). При создании программы использовались методические рекомендации, разработанные Санкт-Петербургской общественной организацией «Врачи детям», материалы обучающей Программы Благотворительного Фонда «Семья», а также опыт и методические рекомендации Школ для приемных родителей г. Москвы.

    Цель программы:

    Повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, посредством формирования у слушателей осознанного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка-сироты.

    Задачи:

    • помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;
    • дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;
    • повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;
    • дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
    • предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.

    граждане, обратившиеся в органы опеки и попечительства г. Москвы и Московской области, с целью взять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

    Срок обучения: 50,5 ч. 2 месяца, 8 недель.

    Формы занятий: очная, практическая направленность курса обеспечивается проведением индивидуального предварительного собеседования с семьей (гражданином), групповых занятий в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед, индивидуальных консультаций.

    Режим занятий: 1 раз в неделю, по 6 академических часов в день.

    В результате обучения слушатели Школы:

    • Получат информацию о существующих формах семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей;
    • Разберут правовые (юридические) аспекты при принятии ребенка-сироты в семью;
    • Проанализируют возможные мотивационные предпосылки и их последствия для семьи и приемного ребенка;
    • Получат необходимые знания из области педагогики, медицины и психологии;
    • Освоят способы эффективного взаимодействия с ребенком;
    • Познакомятся со специалистами и программой Службы сопровождения Центра;
    • Получат представления о том, как избежать трудностей во взаимодействии с социальным окружением ребенка: педагогами, социальными работниками, специалистами ООП, кровными родственниками, сверстниками.

    Формы подведения итогов:

    1. Вопросы для проверки и повторения (Приложение №1).

    2. Анкетирование (Приложение №2).

    3. Отзыв о работе Школы.

    Учебно-тематический план

    Заня-тие

    п/п

    Темы занятий

    Количество часов

    всего

    в том числе

    лекции

    семинары-тренинги

    индивидуальное

    консультирование

    Собеседование, анкетирование

    Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

    Проблема подбора семьи и ребенка

    Этапы развития ребенка.

    Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

    Последствия от разрыва с кровной семьёй.

    Семья как развивающаяся система

    Адаптация семьи и ребенка

    «Трудное» поведение приемного ребенка

    Как проявить свою любовь к ребенку

    Здоровье приемного ребенка.

    Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

    Особенности полового воспитания приемного ребенка.

    Организационно-правовые основы создания и функционирования приемной семьи (юрист)

    Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка

    Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

    Всего:

    50,5

    Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

    Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

    Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители.

    Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.

    Процесс и этапы подготовки кандидатов в приемные родители. Цели, задачи программы подготовки кандидатов в приемные родители.

    Понятие обучающе-психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

    Тема 2. Проблема подбора семьи и ребенка.

    Проблема подбора семьи и ребенка (чувства кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

    Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организацию для детей-сирот и знакомства с потенциальной приемной семьей.

    Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

    Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы.

    Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

    Мотивация приемных родителей.

    Знания и умения, необходимые кандидату в приемные родители.

    Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

    Тема 3. Этапы развития ребенка.

    Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

    Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество). Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность. Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

    Тема 4. Особенности развития и поведения ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

    Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
    Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
    Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Дихотомия "жертва-агрессор".

    Тема 5. Последствия от разрыва с кровной семьей.

    Особенности психического состояния детей, попадающих в приют. Нарушение привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие). Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания. Тайна усыновления. Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
    Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития.
    Понятие о методике "Книга жизни ребенка" и ее составление приемными родителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в составлении "Книги жизни ребенка".

    Тема 6. Семья как развивающая система.

    Представление о семье как о развивающейся системе. Стадии и кризисы развития семьи. Мотивация приемного родительства.

    Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

    Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития. Семейная история и ее обсуждение. Построение семейной генограммы. Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Паттерны семейного взаимодействия.

    Тема 7. Адаптация семьи и ребенка.

    Как подготовиться к первой встрече с ребенком, к знакомству с ним. Интересы детей разного возраста. Прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; чувства других участников данного процесса. Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
    Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка. Типичные ошибки воспитания в приемной семье. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в приемную семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми.
    Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
    Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
    Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

    Тема 8. «Трудное» поведение приемного ребенка.

    Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними. Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

    Тема 9. Как проявить свою любовь к ребёнку?

    Способы выражения любви к ребенку. Особенности поощрения и наказания при воспитании приемных детей. Негативные последствия физического наказания ребенка. Взаимодействие между кровными и приемными детьми. Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей. Несоответствующая любовь к ребенку. Соответствующая любовь и принятие ребенка. Стили семейного воспитания. Нарушения семейного воспитания. Семейные границы и правила.

    Тема 10. Здоровье приемного ребенка.

    Необходимость проведения медицинской реабилитации ребенка, оказавшегося в интернатном учреждении.

    Этапы медицинской реабилитации.

    Состояние здоровья детей, находящихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка. Нарушения психического развития детей.

    Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.
    Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка. Ответы на вопросы.

    Тема 11. Обеспечение безопасной среды для ребенка.

    Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество). Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
    Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.


    Тема 12. Особенности полового воспитания приемного ребенка.

    Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
    Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье. Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.

    Защита ребенка от сексуального насилия.

    Тема 13. Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающей семьи.

    Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
    Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью.
    Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
    Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.
    Права и обязанности кандидатов в приемные родители.
    Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
    Поиск и выбор ребенка для принятия в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот. Посещение учреждения для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
    Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, в зависимости от формы устройства.
    Возмездные виды опеки: приемная и патронатная семья, их различия. Права приемного родителя, патронатного воспитателя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и патронатной семьи, льготы.
    Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача заявления в суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
    Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
    Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
    Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
    Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
    Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
    Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
    Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.

    Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
    Ответственность приемных родителей.
    Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
    Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
    Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
    Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.

    Тема 14. Роль семьи в обеспечении потребности развития и реабилитации ребенка.

    Семья как реабилитирующая среда.

    Особенности взаимодействия в семье (семейные границы, иерархия, семейные роли, мифы, правила, традиции). Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

    Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Социальные связи семьи кандидата в приемные родители. "Система поддержки" и ресурсы семьи. Личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью. Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой. Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции.
    Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
    Особенности организации развивающего пространства для ребёнка. Создание познавательной среды в семье.

    Ознакомление с окружающим миром, прогулки и специально организованные экскурсии. Формирование позитивного взгляда на мир.

    Игры детей в семье: от манипуляционной до сюжетно-ролевой. Усложнение игры с возрастом. Участие родителей в игре. Домашнее чтение. Развитие интересов и увлечений ребёнка, вовлечение в творческие кружки, секции, школы.

    Тема 15. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

    Родительские и профессиональные функции приемной семьи. Взаимодействие приёмной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, представляющими услуги детям и семьям.

    Социальные гарантии и льготы для детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и региональным законодательством.
    Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей (презентация Службы сопровождения Центра ).
    Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в приемной семье. Организация контроля за воспитанием ребенка в приемной семье.
    Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация - приемная семья).

    Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.


    Тема 16. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью.

    Встреча с успешной приемной семьей.

    Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
    Оценка степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители. Самооценка кандидатов в приемные родители.

    Итоговая аттестация и выдача сертификатов.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Школа для приемных родителей Организована 12.03.2011 года

    Цель Школы - повышение качества семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, посредством формирования у слушателей сознательного подхода в решении вопросов принятия, воспитания и развития ребенка-сироты

    Задачи Школы: помочь слушателям разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему осиротевшего ребёнка;

    Задачи Школы: дать слушателям необходимые знания, которые помогут им определиться с формой семейного устройства и выбором ребёнка, в соответствии с имеющимися ресурсами и ситуацией, в которой находится ребёнок и семья, его принимающая;

    Задачи Школы: повысить уровень родительской компетентности в вопросах воспитания приемного ребенка и взаимоотношений с ним;

    Задачи Школы: дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;

    Задачи Школы: предоставить информацию о возможных способах получения помощи и поддержки специалистов службы сопровождения Центра.

    Результат обучения Информация Знания Умения Навыки

    Образовательные разделы Юридический Психолого-педагогический Медицинский

    Форма обучения групповые занятия в виде интерактивных лекций, упражнений, дискуссий, бесед

    Правила работы группы: Посещать все занятия без пропусков и опозданий; Каждый имеет право на собственное мнение; Любая информация, относящаяся к сфере личного, является конфиденциальной и не выносится за пределы Школы; Быть активными; Проявлять уважение друг к другу; Ведущие имеют право ограничивать участников в высказываниях, сокращать сроки выполнения того или иного задания.

    Занятие № 1 Установочное занятие Знакомство со слушателями Школы. Индивидуальное собеседование: интервью, анкетирование.

    Занятие № 2 Приглашение к сотрудничеству. Приемные родители и приемные дети. Введение в проблематику. Цели и задачи Школы приемных родителей. Презентация Школы. Знакомство участников друг с другом. Правило работы группы. Психологический портрет приемного родителя и ребенка.

    Занятие № 3 Семья как система. Общее представление о семье как о системе. Стадии и кризисы развития семьи. Мотивация приемного родительства.

    Занятие № 4 Перед началом устройства ребенка в приемную семью. Потребности детей и возможности приемных родителей. Прояснение чувств, которые могут возникнуть у ребенка при помещении в приемную семью; чувства других участников данного процесса.

    Занятие № 5 Здоровье приемного ребенка. Состояние здоровья и медицинская реабилитация детей, находящихся в сиротских учреждениях. Роль семьи в медицинской реабилитации ребенка.

    Занятие № 6 Первая встреча с ребенком. Что необходимо знать о ребенке перед первой встречей с ним. Подготовка родителей к общению с ребенком. Первое приглашение ребенка в гости.

    Занятие № 7 Внутренний мир ребенка. Особенности психического состояния детей, попадающих в детский дом. Как справляться с последствиями психотравматического опыта ребенка. Стадии переживания горя. Как помочь себе и ребенку.

    Занятие № 8 Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающей семьи. Потребности ребенка и возможности приемных родителей. Юридические аспекты при принятии ребенка-сироты в семью.

    Занятие № 9 Интеллектуальное и эмоциональное развитие приемного ребенка. Проблемы интеллектуального развития приемного ребенка и пути их преодоления. Особенности эмоционального развития приемных детей. Жестокое обращение с ребенком и его последствия.

    Занятие № 10 Как проявить свою любовь к ребенку? (часть 1) Условия, необходимые для гармоничного развития личности ребенка. Способы проявления любви к ребенку. Негативные последствия физического наказания ребенка.

    Занятие № 11 Как проявить свою любовь к ребенку. (часть 2) Причины плохого поведения детей. Коррекция плохого поведения детей. Любовь, которая может навредить ребенку. Учимся принимать ребенка таким, какой он есть.

    Занятие № 12 Этапы адаптации ребенка в приемной семье. Подведение итогов. Основные этапы адаптации ребенка в приемной семье. Семейные ритуалы и традиции, укрепляющие семью. Подведение итогов. Презентация Службы сопровождения. Выдача сертификатов.

    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор ЦД и К «Южный»

    В.Н. Грубиян

    «______»_________2011г.

    Положение

    о «Школе приемных (замещающих) родителей»,

    работающей в рамках деятельности Службы по сопровождению лиц, осуществляющих

    семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания

    I. Общие положения

    1. Школа приемных (замещающих) родителей (далее Школа) действует на базе Государственного образовательного учреждения Центр диагностики и консультирования «Южный» в рамках деятельности структурного подразделения Центра – Службы по сопровождению лиц, осуществляющих семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания

    2. Работа Школы организована в рамках реализации Постановления Правительства Москвы от 25 марта 2008 года №195-ПП «О стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» и Постановления Правительства Москвы от 18 ноября 2008 года №1061-ПП «О комплексе мер по преодолению социального сиротства в городе Москве на 2009-2011 гг.»

    3. В своей деятельности Школа руководствуется: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, законами и другими нормативными актами Российской Федерации, города Москвы по защите законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другими законодательными актами города Москвы.

    4. Школа осуществляет свою деятельность на основе Программы, допущенной к апробации директором ЦД и К «Южный».

    5. Занятия в Школе осуществляют сотрудники Центра.

    6. Слушателями Школы могут быть граждане, зарегистрированные в г. Москве, изъявившие желание взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью.

    7. Школа осуществляет свою деятельность во взаимодействии с муниципалитетами внутригородских муниципальных образований г. Москвы, учреждениями Департамента здравоохранения, Департамента образования, Департамента социальной защиты, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, с другими государственными и общественными организациями, занимающимися вопросами устройства детей в семью, а также со средствами массовой информации.

    II. Цели и задачи деятельности школы приемных (замещающих) родителей

    Целью создания Школы является подготовка слушателей-кандидатов к приему в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Основные задачи Школы:

    1. Формирование у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков.

    2. Подготовка слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработка путей их преодоления.

    3. Оказание поддержки приемным (замещающим) родителям в различных жизненных ситуациях, связанных с воспитанием детей и подростков.

    4. Проведение консультаций для приемных (замещающих) родителей по психолого-педагогическим, медико-социальным и правовым вопросам устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью.

    III. Организация деятельности Школы

    1. За организацию деятельности Школы отвечает руководитель структурного подразделения ЦД и К «Южный» - Службы по сопровождению лиц, осуществляющих

    семейные формы воспитания и детей, находящихся на семейных формах воспитания, назначенный приказом директора из числа сотрудников Центра.

    2. Руководитель Школы отвечает за выполнение учебно-тематического плана Программы, за ведение соответствующей документации и составление отчетности по работе Школы.

    3. Занятия в Школе проводятся в соответствии с расписанием занятий. Расписание занятий утверждается Директором Центра.

    4. Руководитель Школы имеет право вносить изменения в расписание занятий по согласованию с руководством Центра.

    5. Занятия в Школе проводятся в очной форме на бесплатной основе.

    6. Количество слушателей в Школе не должно превышать 25 человек.

    7. По окончании обучения слушателям выдается Справка установленного образца.

    10. В случае пропуска двух занятий Справка может быть выдана только после того, как слушатель восполнит пропущенные занятия в любой форме (индивидуальная консультация, занятия со следующей группой и др.) по согласованию с руководителем Школы.


    Школа приемных родителей — явление относительно новое. Но эти программы уже помогли немалому количеству детей и родителей найти друг друга и создать новые семьи. Что происходит на занятиях, кто их посещает, какие страхи есть у будущих родителей и на каких условиях можно взять в семью ребенка? Об этом Екатерине Хломовой рассказала Татьяна Маркова, педагог — психолог Окружной уполномоченной организации по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Что такое «школа приемных родителей»?

    Это занятия, на которых потенциальных родителей готовят к тому, чтобы взять ребенка в семью. Ведущие рассказывают о психологии ребенка-сироты, о том, как он будет привыкать к новой семье, о юридических аспектах приема. Родители не только слушают лекции, но и обсуждают волнующие их темы, разыгрывают заданные ведущими ситуации, смотрят видео-сюжеты, участвуют в мозговом штурме, беседуют с выпускниками курсов. Как видите, основной акцент делается на взаимодействие ведущих и участников. Не менее важная часть подготовки — это индивидуальные консультации со специалистами.

    Кто приходит на такие занятия?

    Это не только молодые пары, которые, например, по медицинским показаниям не могут иметь детей. Это и состоявшиеся родители любого возраста, которые воспитывают или уже воспитали собственных детей. И приемные родители, которые не проходили подобные курсы, но считают, что они были бы им полезны. С сентября 2012 года обучение в школе приемных родителей будет обязательным для всех желающих принять в семью ребенка.

    С юридической точки зрения приемный ребенок приравнивается к своему собственному?

    Форм несколько: самой, скажем так, «легкой» формой является гостевой режим, который позволяет брать ребенка на выходные, праздничные дни и каникулы. Остальное время он живет в учреждении. Самая «сложная» форма (и наиболее предпочтительная для ребенка) — это усыновление. Это значит, что ребенка принимают в семью и воспитывают как своего собственного. «Промежуточные» формы семейного жизнеустройства - это опека (попечительство), приемная семья, патронат — здесь ребенок по сути является “государственным”, но живет и воспитывается в семье. Различия лишь в статусе приемного родителя.

    Бывало ли так, что вы отговаривали родителей взять ребенка?

    На занятиях не уговаривают и не отговаривают, потому что это работа с осознанным выбором людей. Наша цель как специалистов — это максимально полно рассказать потенциальным родителям о том, что их может ожидать после того, как в семью попадет ребенок. На курсах объясняют как себя вести и куда обращаться в случае необходимости.

    И все же бывают ли случаи, когда объективно не стоит брать ребенка?

    Мотивы потенциальных родителей бывают очень разные: быть нужным, не остаться одному, помочь ребенку, реализовать нерастраченный родительский потенциал. Например, у женщины погибает ребенок и она через непродолжительное время, еще не отгоревав по своему собственному, хочет взять приемного ребенка того же возраста и пола. В этом случае на него ляжет ответственность не только за самого себя, но и за того, на чье место он как бы встал. И ребенок, скорее всего, этого не потянет. Мама, сравнивая приемного ребенка со своим, скорее всего, будет делать выбор не в пользу первого («Я думала, что он будет таким-то, а он ведет себя вот так-то»). Тогда он имеет все шансы стать «козлом отпущения». В подобных ситуациях лучше повременить с приемом ребенка.

    Видимо, не все, кто прошел школу, решаются взять ребенка?

    Если родитель в какой-то момент говорит, что сейчас не готов принять ребенка на воспитание - это не говорит о его слабости. Это значит лишь то, что, что он сейчас не готов (не вообще, а в данный момент). Бывает так, что участники групп на наших занятиях избавляются от иллюзий и стереотипов, с которыми пришли, появляются какие-то жизненные обстоятельства, и люди могут передумать.

    Какие страхи есть у будущих родителей? Как вы с ними работаете?

    Страхи, в основном, касаются того, что ребенок унаследует какие-то негативные черты кровных родителей. Мы обсуждаем их, проясняем, и это снижает тревогу у потенциальных родителей.

    Часто ли заходят папы?

    Чтобы ребенок привык к новой семье нужно, чтобы она была достаточно гибкой и чтобы члены семьи были готовы к переменам. Поэтому участие обоих родителей было бы идеальным вариантом. Радует, что сейчас мужчины чаще стали включаться в процесс воспитания детей (в том числе и приемных). Конечно, они бывают скептически настроены к происходящему, но в процессе работы я вижу, что у многих позиция меняется. Женщины проще “вливаются”, потому что они, как правило, более тревожны, а курсы являются хорошей возможностью прояснить свои опасения и снизить тревогу.

    Какие есть способы проверить — готов ли кандидат взять ребенка?

    Специальных ходов нет, манипуляций с бессознательным участников мы не проводим. Работа ориентирована на осознавание и проговаривание основных моментов, связанных с приемом ребенка. Важно, чтобы люди избавились от иллюзий и стереотипных представлений. В противном случае, высок риск возврата, который зачастую происходит из-за неоправданных ожиданий.

    Могут ли к вам обращаться родители, которые уже взяли ребенка в семью?

    Российский и зарубежный опыт говорит о том, что важно не только готовить кандидатов, но и сопровождать готовые семьи. Участники всегда могут к нам прийти к нам на длительное сопровождение или получить разовые консультации.

    Информацию и направление на обучение в ближайшую Школу приемных родителей вы можете получить в Органах опеки и попечительства по месту жительства.

    Пройти обучение в школе приемных родителей обязаны те, кто собирается:

    Отказаться от прохождения обучения могут только близкие родственники сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей (бабушки, дедушки, старшие полнородные и неполнородные братья и сестры), и те, кто уже стал опекуном, попечителем или усыновителем.

    2. Чему учат в школе и как проходит обучение?

    В школе приемных родителей желающим взять ребенка на воспитание в семью:

    • помогают понять, готовы ли они к этому;
    • оказывают помощь в выборе формы устройства ребенка (усыновление, опека (попечительство), приемная семья или патронаж);
    • знакомят с законодательством в области усыновления и установления опеки (попечительства);
    • рассказывают о психологических трудностях, с которыми сталкиваются дети и взрослые как в период адаптации, так и после.

    Также обучение включает в себя обязательное посещение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Срок обучения в разных школах неодинаковый: курс может длиться от 56 до 80 академических часов.

    Занятия проводятся в очной или очно-заочной форме. Размер группы при проведении практических занятий не может превышать 15 человек.

    Пропускать занятия нежелательно: сотрудники школ ведут учет посещаемости. Если кандидат в усыновители (опекуны или попечители) пропустит более 20% занятий, его обяжут изучить непройденный материал с последующими группами.

    По окончании обучения проводится итоговый экзамен. Если он успешно сдается, выдается свидетельство о прохождении подготовки. В дальнейшем его необходимо будет предъявлять в органы опеки и попечительства при оформлении усыновления, опекунства (попечительства), приемной семьи или патронажа.

    3. Как выбрать школу и записаться в нее?

    Подготовку усыновителей и опекунов (попечителей) проводят органы опеки и попечительства и организации, которым эти органы передали соответствующие полномочия.

    Записаться можно в любую школу приемных родителей, независимо от места постоянной или временной регистрации. Для этого достаточно лично прийти в школу, подать письменное заявление и предъявить документ, удостоверяющий личность. Заявление также можно подать онлайн. Зачисление в школу должно произойти не позднее чем через 30 календарных дней.

    Иностранные граждане могут пройти обучение как в своей стране в специализированных школах, так и в России. Однако, если программа подготовки приемных родителей в иностранном государстве существенно отличается от Требования к содержанию программ утверждены приказом Минобрнауки РФ № 623 от 20.08.2012 года.

    ">российской, свидетельство о прохождении подготовки могут признать недействительным. Обучение проводится на русском языке. На занятиях можно присутствовать с переводчиком.

    Обучение бесплатное.

     Результаты психологического обследования могут быть переданы в орган опеки и попечительства, но только с письменного согласия обучающегося.

    Похожие статьи