• Как правильно делать омовение на аварском языке. Как правильно делать омовение женщинам. Нежелательные действия малого омовения

    13.07.2023

    Многим сегодня кажется, что традиции другого народа слишком трудны и бессмысленны. Но не зря говорится, что судить другого - дело неблагодарное. Для мусульман ежедневный намаз - это не каторжный труд, а обязательный пункт. Причём, помимо непосредственной молитвы, приходится проходить подготовку к ней, которая индивидуальна для мужчин и женщин.

    Прекрасному полу приходится труднее, ведь не всегда дама бывает чиста перед Аллахом. Как же совершается намаз для женщин?

    Что это такое?

    Это особая молитва в Исламе, которая является действием строго регламентированным, так как определено количество и время молитв, а также направление, в котором надо обращаться к Всевышнему. Намаз для женщин должен предваряться малым омовением. То есть надо омыть лицо, уши, шею, руки и ноги. Многие религиозные авторитеты полагают, что омовение не считается полным, если у дамы остаётся лак на ногтях. Его нужно стереть. Если нет воды, то допускается совершить омовение песком, что подходит для условий пустыни. В России такой практики нет. После омовения следует надеть одежду в соответствии с требованиями Ислама. Это должен быть закрытый костюм, который не облегает тело и не считается соблазнительным.

    На том же месте, в тот же час

    Намаз для женщин можно совершить дома, а вот мужчины чаще отправляются в мечеть. Если семья проживает в городе без храма, то можно совершать молитву дома, хотя муж и жена обычно молятся отдельно. Женщина может посетить и мечеть, где есть специальное помещение для религиозных обрядов. Независимо от пола верующего, молитва совершается пять раз в день. Намаз для женщин отличается самим процессом.

    Нельзя возносить руки вверх, в отличие от мужчины. Последние слова «Аллах Акбар!» женщина говорит, прижав локти к туловищу. Да и вообще она должна быть сдержанной в своих движениях. В процессе руки нужно сложить на груди, а не на животе, как это делают мужчины. Своя особенность есть при совершении земного поклона, называемого «саджда». Правильный намаз женщина завершает, максимально приблизив тело к земле и садясь на колени. Кстати, в самом тексте отличий от мужского варианта нет, так что специфичны лишь движения.

    Аллах и его рабы

    Не мог Всевышний возложить на своих рабов большую ношу, чем они вынести смогли, поэтому ислам считается религией облегчения. Некоторые виды поклонения для девушек ограничиваются в период менструального цикла. Например, омовение для женщин перед намазом не даёт полноценного результата. Потому совершать молитву необязательно, причём это не требует восполнения. Не нужно придерживаться поста, но потом его придётся возместить. Нет нужды совершать обход вокруг Каабы во время хаджа, а вот другие обряды разрешены.

    Говорят, что Аиша рассказывала о пути с посланником Аллаха, когда шёл разговор о паломничестве, а в конце прогулки у неё началась менструация, что вызвало обильные слёзы. Полюбопытствовал тогда посланник Аллаха о причине слёз. Узнав же, он сказал, что можно делать в таком состоянии всё, что делают паломники, кроме обхода вокруг Каабы. В период менструации женщина не должна вступать в половую связь, приходить в мечеть, дотрагиваться до Корана и читать его суры.

    Обязанности

    Каждая женщина ведёт свой календарик и потому знает график своего цикла. Естественно, продолжительность его у всех разная, но, по мнению учёных, он длится от суток до 15 дней. Кровотечение больше этого срока считается аномалией, потому если на 16-й день выделения продолжаются, нужно искупаться и приступать к совершению своих обязанностей, так как характер кровотечения уже не считается менструальным.

    Если же выделения шли меньше суток, то они не считаются менструацией, а потому надо возместить пропущенный пост и намаз, а вот полное омовение совершать не надо. Если кровотечение сопровождается болью, то оставлять намаз не надо. Женщина должна подмыться, вставить тампон, положить прокладку и надеть всё чистое. Кстати, омовение для женщин перед намазом в месяц Рамазан исключает тампон, так как это противоречит правилам поста.

    Почему можно отложить молитву?

    Утренний намаз для женщин можно перенести по ряду причин, первая из которых - укрытие аврата.

    Весомым поводом будет отправление в мечеть либо ожидание коллективной молитвы. Если перед намазом вышла кровь наружу, то молитве это не мешает, так как вины женщины нет. Бывает так, что девушка забыла поставить тампоны или переносила намаз по мирским причинам. В таких случаях совершают только фарз-намаз или суннат-намазы. Хроническое кровотечение для женщины даёт право на одну обязательную молитву после каждого омовения. Говорят, что однажды Муаза спросила Аишу о возмещении пропущенных постов и намазов после менструации. Та ответила, что посланник Аллаха велел возмещать посты, но про намазы такого не говорил. А Саид Мансур передал, что женщина, очистившаяся от менструации при послеобеденной молитве, должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. Беспрерывные выделения, которые шли 5 суток, должны завершиться полным омовением и возмещением намазов и постов.

    Как действовать во время менструации?

    Интересно, как делать намаз женщине-новичку. Надо почаще произносить Зикр, обращаться к Аллаху с просьбами, окружать себя благочестивыми сёстрами и читать духовную литературу. Допускается чтение аятов со словами мольбы при обращении с просьбой. Жена Пророка Айша рассказывала, что Мухаммад говорил о ежемесячном осквернении как о благословенном очищении. Если в первый день осквернения женщина будет каяться перед Всевышним, то она попадёт в список освобождённых от адского пламени. Тех представительниц слабого пола, которые не следят за циклом и пропускают намазы, называют рассеянными и предрекают им трудности в Судный день.

    Как совершать намаз женщинам с маникюром? До купания стричь ногти не стоит, так как есть в хадисе слова о том, что удалённые ногти и волосы возвращаются в Судный день в осквернённом состоянии. Ещё интересен вопрос о женщине, преподающей учение Корана. По мнению некоторых, она может работать и во время менструации, но её работа ограничена, однако учить алфавиту она может.

    Купание

    После завершения менструации надо провести ритуальное купание, или так называемый гусль. Откладывать его нельзя, а перед процедурой следует выразить ният. Теперь можно приступить к омовению со словами, обращёнными к Аллаху. В первую очередь омывается промежность, затем обливается голова и правая часть тела. Потом уже и левая часть. Теперь повторно моют всё тело. У женщин в основном длинные волосы и косы, и если вода не заходит внутрь, то их надо расплести и помыть. В Шариате делают отметку на тот случай, если вода не заходит внутрь естественно завитых волос.

    Согласно этикету

    Перед тем как делать намаз, женщине нужно справить все естественные потребности, чтобы не оскорблять ими Аллаха. Есть даже своеобразный этикет для этих процессов. Так, нужно выбирать укромное место, сторониться загрязнения тела и одежды, избегать оправлений в воде. После этого нужно прочистить оба прохода водой или бумагой. Женщина во время омовения не должна находиться в состоянии отравления, спать или быть без сознания. Нельзя кушать верблюжье мясо, прикасаться к половым органам, готовить еду на огне, смеяться или касаться нечистот.

    Вопрос о том, как делать намаз женщине-новичку, возникает при достижении совершеннолетия. Кроме того, девушка должна находиться в здравом уме, иметь намерение совершить намаз. Молитва становится недействительной, если человек является вероотступником, отказывается от обязательных действий намаза, выполняет лишь поясные или земные поклоны, искажает звуки или намеренно кушает и пьёт.

    Перед тем как делать намаз, женщине нельзя смотреть вверх, класть руки на пояс, закрывать глаза. Кроме того, нельзя излагать намерения совершить намаз вербально, опережать имама при коллективной молитве. Есть и ряд мест, где не рекомендуется молиться. Итак, как совершать намаз женщинам? Избегайте молитвы на кладбище, в бане и туалете, в верблюжьем загоне. Кстати, нельзя совершать молитву после родов и выкидыша. В такой период запрещён и пост.

    1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты . При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

    2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

    3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта .

    4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

    5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

    6. Трижды вымыть лицо.

    7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую) .

    8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос) .

    9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей ; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею .

    10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую .

    После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем.

    По мнению великого мусульманского богослова имама ан-Навави и других ученых, «произносить эти слова желательно и после полного омовения (гусль)» .

    По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода» . Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха , «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса» .

    Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

    Вода для омовения

    Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской. О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем ] пригодно для употребления в пищу» .

    Кроме того, для омовения можно использовать снег , при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной) .

    Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль) .

    В Священном Коране сказано:

    «Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

    Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

    Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны.

    Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их.

    Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

    «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

    1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

    Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

    Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Бо льшая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

    На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых.

    Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

    См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

    Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

    Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

    См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

    См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

    Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

    См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

    Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

    Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

    Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

    См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

    См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

    Вуду, или малое омовение — это традиционный ритуал и практика, с помощью которых мусульмане поддерживают на высоте уровень физической и духовной гигиены. Традиционно омовение считается очищением ума и тела мусульманами перед совершением обязательной молитвы — намаза.

    О том как делать намаз , мы писали ранее.

    Детали выполнения основных этапов могут отличаться в разных исламских школах. В Коране же написано следующее:

    «О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток.» (Коран. Сура 5, Аль-Маида (Трапеза) 5:6)

    Как делать омовение. Последовательность этапов

    Ният (намерение)

    Намерение — это концепция в исламе, совершения любого действия ради Аллаха. Чтобы выполнить вуду должным образом, мусульманин должен сосредоточиться, успокоить свои мысли и отвлечься от внешних раздражителей.

    Ният не обязательно предполагает произнесение каких-то фраз, но фокусировка на слове «Бисмиллях» (во имя Аллаха) — это хороший способ достичь необходимого уровня концентрации. Можете произнести это про себя или вслух, в зависимости от того, как комфортно.

    Омовение кистей рук

    Левой рукой омываем правую руку трижды. После этого правой рукой омываем левую руку три раза. Убедитесь в том, чтобы вода захватила все области, включая участки между пальцами и все области до запястья.

    Омовение рта

    Правой рукой набераем воду и ополаскиваем рот изнутри три раза. Нужно хорошо омыть полость рта и выплюнуть воду наружу.

    Омовение носа

    Необходимо вдохнуть воду, набрав ее правой рукой и выдохнуть, придерживая одну ноздрю левой рукой, если это будет удобнее.

    Омовение лица

    Умываемся, покрывая водой области от правого уха к левому и от корней волос до подбородка.

    Омовение предплечий

    Омываем область руки от запястья до локтя. Правая рука омывается левой рукой три раза, инаоборот

    Омовение головы

    Мокрыми руками протираем волосы от лба к затылку один раз.

    Омовение ушей

    Той же самой водой протираем область внутри ушей и за ушами (указательными и большими пальцами).

    Омовение ног

    Омываем каждую стопу до лодыжек, убедившись, что вода прошла между пальцев. Омовение ног начинается с правой ноги три раза и заканчивается трехкратным омовением левой стопы.

    После этого не обязательно, но желательно про себя произнести дуа (мольбу)

    «Аш-хаду алля илляха иллАаху
    уа ашхаду анна мухаммадан абдуху уа рассулюх
    Аллахума джа’альни минат-тауабина
    уа джа’альни миналь-мататахиррин»

    Что в переводе означает: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его Посланник. Боже, сделай меня кающимся и сделай меня очищающимся».

    Важно! Омовение необходимо повторить, если оно было нарушено.

    Действия, которые нарушают омовение

    • обморок,
    • отправление естественных потребностей,
    • метеоризм (испускание газов),
    • громкий смех,
    • нечистые выделеня (гной, кровь и т.п.)
    • рвота,
    • опьянение.
    • Очистите ваши мысли перед совершением омовения (вуду), чтобы сконцентрироваться на поклонении Всевышнему.
    • Лучше отправить нужду перед омовением. Таким образом снижается вероятность внезапного появления потребности после совершения омовения.
    • Для выполнения омовения необходима чистая вода. Если найти воду проблема — допускается сухое омовение (таяммум) при помощи чистой пыли, земли или песка.
    • Этапы омовения необходимо выполнять в указанном порядке без длительных пауз между ними.
    • Полезной практикой является чистка зубов — практика, которую выполнял Пророк Мухаммед.
    • Если рука находится в гипсе — допускается проводить омовение руки поверх гипса.

    Многих новообращенных мусульман волнует вопрос о том, как делается омовение перед совершением намаза. Это очень важная процедура, которая не может быть опущена, так как молитвенное предстояние перед Богом возможно только в состоянии ритуальной чистоты. Ниже мы поговорим о том, каким образом совершается это омовение.

    Виды омовения

    В исламе существует два типа ритуального омовения: малое и полное. В малом варианте требуется омытие только рук, рта и носа, тогда полное требует омытия всего тела. Результатом обоих процедур является чистота, называемая по-арабски тахарат.

    Полное омовение

    Данный вариант называется по-арабски гусль. Ниже мы расскажем, как делать полное омовение, но предварительно нужно сказать о том, в каких случаях оно бывает необходимо. Итак, если речь идет о женщине, то гусль ей предписывается делать после окончания периода месячных дней и послеродовых истечений крови. Кроме того, причиной для полного омовения считается сексуальная близость. Если мы говорим о мужчине, то для него такой причиной также служит сексуальный контакт и факт семяизвержения вообще. Если человек только что принял ислам или по какой-либо причине не практиковал намаз, то ему также предписывается совершить гусль, поскольку вероятность того, что в предшествующей жизни у него не было таких моментов, когда правилами ислама требовалось полное омовение, близка к нулю.

    Правила полного омовения тела

    О том, как правильно делать омовение перед намазом, повествуют правила шариата. Согласно им, омыть следует нос, рот и все тело. Но, перед тем как делать омовение, нужно избавиться от всего, что способно помешать проникновению воды. Это может быть воск, парафин, косметические средства, краска, лак для ногтей и прочее. Во время омытия особенно тщательно нужно промыть места тела, в которые вода попадает с трудом. К примеру, ушные раковины, пупок, участки за ушами, отверстия от сережек. Кожа на голове также должна быть омыта водой вместе с волосами. По поводу того, как делать омовение женщинам с длинными заплетенными волосами, поясняют, что если они, будучи заплетены, не препятствуют проникновению воды, то их можно оставить, как есть. Но если вода не может попасть из-за них на кожу головы, то волосы требуется расплести. Еще одна рекомендация по поводу того, как делать омовение женщинам, касается их женских половых органов. Их наружную часть также требуется омыть, желательно при этом присев на корточки.

    Полоскание рта

    Что касается полоскания рта, то эту процедуру нужно совершить трижды. При этом с зубов и из полости рта должно по возможности быть удалено все, что мешает проникновению воды на поверхность. На вопрос о том, как правильно делать омовение, если в зубах стоят пломбы, протезы или коронки, правила гусля отвечают, что эти вещи трогать не нужно. Также не нужно убирать различные приспособления, типа исправительных пластинок и брекетов, которые безопасно удалить сможет только врач. Надлежит на время купания избавиться только от тех вещей, которые легко снимаются и легко вставляются обратно. По поводу того, как правильно делать омовение, нужно сказать, что к этому действию прилагаются определенные суннаты и адабы, то есть некоторые ритуальные действия, которые в общем-то не обязательны. Но если их выполнить, то награда от Аллаха, как верят мусульмане, будет увеличена. Но поскольку это необязательные вещи, мы не будем касаться их в данной статье.

    Что запрещено без полного омовения кроме намаза?

    Есть вещи, которые запрещены к исполнению мусульманам, не выполнившим полного омовения. Кроме, собственно, намаза, к ним относятся совершение земных поклонов во время чтения определенных строк Корана и земных поклонов из благодарности к Аллаху. Кроме этого, запрещено прикасаться к Корану или к отдельным его частям, напечатанным в других книгах. Еще в состоянии нечистоты запрещено читать Коран, даже если вы его не трогаете. Разрешается читать только отдельные слова, совокупность которых составляет меньше одного аята, то есть стиха. У этого правила, правда, есть исключение. Так, разрешаются к чтению суры, представляющие собой молитвы. Без ритуального полного омовения запрещено ходить в мечеть и обходить Каабу во время хаджа.

    Есть одна тонкость - состояние без ритуального омытия классифицируется на три уровня. В одном из них позволяется держать пост Рамадан, а в других - нет. Но это другая тема, и мы этого вопроса касаться не будем.

    Малое омовение

    Теперь поговорим о том, как делать омовение малое. Во-первых, нужно сказать, что такой способ омытия называется на арабском языке вуду. Также важно отметить, что он не заменяет собой полного омытия - гусля.

    Когда делается вуду?

    Чтобы понять, как правильно делать омовение перед намазом в соответствии с правилами вуду, надо усвоить, когда в этом есть необходимость. Допустим, вы сделали полное омытие, но затем, перед намазом, посетили туалет. В таком случае вам надлежит сделать малое омытие. Также это необходимо, если вы заснули или упали в обморок, так как состояние бессознательности приводит к частичной потере ритуальной чистоты. Церемонии вуду требует и ситуация, когда у человека пошла кровь, слизь или гной. Аналогично дело обстоит с ситуацией, когда случился приступ тошноты, и человека вырвало. Сильное кровотечение в ротовой полости (если крови больше, чем слюны) также считается поводом к прохождению малого омовения. Ну и заключает этот список ситуация алкогольного опьянения или иное помутнение рассудка.

    Когда не нужно делать вуду?

    Есть вещи, в отношении которых не совсем понятно, нужно ли делать омовение после них, или нет. И, наверное, самый распространенный среди них вопрос отхаркивания. Правила ритуальной чистоты ислама говорят, что отхаркивание слизи не приводит к необходимости проводить омовение. То же самое касается случаев, когда от тела отделяются небольшие части плоти - волосы, кусочки кожи и прочее. Но только в том случае, если это не вызвало кровотечения. Прикосновение к половым органам (при этом не важно, своим или чужим) не приводит к тому, что требуется повторное омытие. Прикосновение к человеку противоположного пола, если он не входит в категорию махрамов, также не считается поводом к повторению вуду.

    Процедура вуду

    Теперь расскажем непосредственно о том, как делать омовение перед намазом по чину вуду. В соответствии с нормами шариата, оно включает в себя четыре обязательных пункта - омытие лица, рук, ступней и носа.

    Чтобы вымыть лицо, нужно понять, что в исламе считается лицом, то есть где проходят его границы. Итак, если по ширине, то граница лица будет проходить от одной мочки уха до другой. А по длине - от кончика подбородка и до точки, с которой начинается рост волос. Как делать омовение рук, также учат нормы шариата: руки должны быть омыты вплоть до локтей, включая последние. Аналогично и ноги моются до щиколотки. О том, как делать омовение перед намазом, если на поверхности кожи присутствует что-то, что может помешать проникновению воды, правила однозначно говорят, что такие вещи должны быть удалены. Если вода попадет не на всю площадь означенных частей тела, то омовение не может считаться действительным. Поэтому нужно и убирать все краски, украшения и прочее. Однако рисунки из хны омовению не препятствуют, так как она не мешает проникновению воды. После того как все части тела омыты, необходимо омыть голову. Как делать омовение головы по малому чину, опять же подсказывают правила. Фактически, омовением будет считаться простое протирание четверти площади головы влажной рукой. Но при этом нужно быть внимательным, так как протирание волос не на голове, а на лбу, затылке или протирание волос, скрученных на голове, не будет считаться действительным.

    Нужно также отметить, что без малого омовения (если, конечно, вы только что не выполнили полное) запрещены некоторые ритуальные действия. Список их идентичен тем, которые запрещены при отсутствии исполненного гусля. Есть также и свои адабы и суннаты к малому омовению, которые мы не рассматриваем в этой статье. Еще один важный момент - при совершении вуду не нужно вынимать контактные линзы из глаз, так как это не требуется нормами шариата.

    Полное собрание и описание: молитва омовения для женщин для духовной жизни верующего человека.

    При омовении каждой части тела желательно читать шахаду в следующей форме:

    أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ

    «Ашhаду алля иляhа илляллаhу вахдаhу ля шарика ляhу, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюhу».

    Кроме того, при омовении читают и специальные молитвы (шахаду читают при первом умывании органов, омывая во второй и третий раз – читают приведенные ниже молитвы).

    Умывая кисти рук в самом начале омовения, после «Исти‘азы» и «Басмалы» читают:

    اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذي جَعَلَ الْماءَ طَهُورًا

    «Аль-хамду лилляhи-лляз и джа‘аляль-маа таhура» (Хвала Аллаху, который сделал воду очищающей).

    اَللّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُوهُ أَوْلِيائِكَ وَلا تُسَوِّدْ وَجْهي بِظُلُماتِكَ يَوْمَ تَسْوَدُّ وُجُوهُ أَعْدائِكَ

    «Аллаhумма баййиз ваджhи бинурика явма табъяззу вуджуhу авлияика ва ля тусаввид ваджhи бизулюматика явма тасвадду вуджуhу а‘даика» .

    (О Аллах! Освети мое лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица Твоих любимцев, и не очерняй мое лицо Твоим мраком в тот день, когда очернятся лица Твоих врагов).

    اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

    «Аллаhумма а‘тини китаби биямини ва хасибни хисабан ясира» .

    (О Аллах, предложи мне мои записи земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчетом легким) .

    اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

    «Аллаhумма ля ту‘тини китаби бишимали ва ля мин вараи заhри».

    (О Аллах, не предлагай мне мои записи слева и сзади) .

    Совершая протирание головы (масху) , читают:

    اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

    «Аллаhумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».

    (О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

    При мытье каждой из ног читают:

    اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

    «Аллаhумма с аббит кадамайя ‘аля-ссырати явма тазиллю фиhиль-акдам».

    (О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

    После завершения частичного (а также и полного) омовения , вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

    أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْني مِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِه وَسَلَّمْ

    «Ашhаду алля иляhа илляллаh вахдаhу ля шарика ляh, ва ашhаду анна Мухаммадан ‘абдуhу ва расулюh. Аллаhумма-дж‘альни мина-ттаввабина вадж‘альни миналь-мутатаhhирина, вадж‘альни мин ‘ибадика-с-салихина, субханакаллаhумма ва бихамдика, ашhаду алля иляhа илля анта, астагфирука ва атубу иляйка, ва салляллаhу ‘аля саййидина Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва сахбиhи ва саллям».

    (Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха Единственного, у Которого нет сотоварища, и я еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что, воистину, Мухаммад – Его раб и Посланник.

    О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие) .

    Намаз для женщин. Омовение для женщин перед намазом

    Многим сегодня кажется, что традиции другого народа слишком трудны и бессмысленны. Но не зря говорится, что судить другого – дело неблагодарное. Для мусульман ежедневный намаз – это не каторжный труд, а обязательный пункт. Причём, помимо непосредственной молитвы, приходится проходить подготовку к ней, которая индивидуальна для мужчин и женщин.

    Прекрасному полу приходится труднее, ведь не всегда дама бывает чиста перед Аллахом. Как же совершается намаз для женщин?

    Что это такое?

    Это особая молитва в Исламе, которая является действием строго регламентированным, так как определено количество и время молитв, а также направление, в котором надо обращаться к Всевышнему. Намаз для женщин должен предваряться малым омовением. То есть надо омыть лицо, уши, шею, руки и ноги. Многие религиозные авторитеты полагают, что омовение не считается полным, если у дамы остаётся лак на ногтях. Его нужно стереть. Если нет воды, то допускается совершить омовение песком, что подходит для условий пустыни. В России такой практики нет. После омовения следует надеть одежду в соответствии с требованиями Ислама. Это должен быть закрытый костюм, который не облегает тело и не считается соблазнительным.

    На том же месте, в тот же час

    Намаз для женщин можно совершить дома, а вот мужчины чаще отправляются в мечеть. Если семья проживает в городе без храма, то можно совершать молитву дома, хотя муж и жена обычно молятся отдельно. Женщина может посетить и мечеть, где есть специальное помещение для религиозных обрядов. Независимо от пола верующего, молитва совершается пять раз в день. Намаз для женщин отличается самим процессом.

    Нельзя возносить руки вверх, в отличие от мужчины. Последние слова «Аллах Акбар!» женщина говорит, прижав локти к туловищу. Да и вообще она должна быть сдержанной в своих движениях. В процессе руки нужно сложить на груди, а не на животе, как это делают мужчины. Своя особенность есть при совершении земного поклона, называемого «саджда». Правильный намаз женщина завершает, максимально приблизив тело к земле и садясь на колени. Кстати, в самом тексте отличий от мужского варианта нет, так что специфичны лишь движения.

    Аллах и его рабы

    Не мог Всевышний возложить на своих рабов большую ношу, чем они вынести смогли, поэтому ислам считается религией облегчения. Некоторые виды поклонения для девушек ограничиваются в период менструального цикла. Например, омовение для женщин перед намазом не даёт полноценного результата. Потому совершать молитву необязательно, причём это не требует восполнения. Не нужно придерживаться поста, но потом его придётся возместить. Нет нужды совершать обход вокруг Каабы во время хаджа, а вот другие обряды разрешены.

    Говорят, что Аиша рассказывала о пути с посланником Аллаха, когда шёл разговор о паломничестве, а в конце прогулки у неё началась менструация, что вызвало обильные слёзы. Полюбопытствовал тогда посланник Аллаха о причине слёз. Узнав же, он сказал, что можно делать в таком состоянии всё, что делают паломники, кроме обхода вокруг Каабы. В период менструации женщина не должна вступать в половую связь, приходить в мечеть, дотрагиваться до Корана и читать его суры.

    Обязанности

    Каждая женщина ведёт свой календарик и потому знает график своего цикла. Естественно, продолжительность его у всех разная, но, по мнению учёных, он длится от суток до 15 дней. Кровотечение больше этого срока считается аномалией, потому если на 16-й день выделения продолжаются, нужно искупаться и приступать к совершению своих обязанностей, так как характер кровотечения уже не считается менструальным.

    Если же выделения шли меньше суток, то они не считаются менструацией, а потому надо возместить пропущенный пост и намаз, а вот полное омовение совершать не надо. Если кровотечение сопровождается болью, то оставлять намаз не надо. Женщина должна подмыться, вставить тампон, положить прокладку и надеть всё чистое. Кстати, омовение для женщин перед намазом в месяц Рамазан исключает тампон, так как это противоречит правилам поста.

    Почему можно отложить молитву?

    Утренний намаз для женщин можно перенести по ряду причин, первая из которых – укрытие аврата.

    Весомым поводом будет отправление в мечеть либо ожидание коллективной молитвы. Если перед намазом вышла кровь наружу, то молитве это не мешает, так как вины женщины нет. Бывает так, что девушка забыла поставить тампоны или переносила намаз по мирским причинам. В таких случаях совершают только фарз-намаз или суннат-намазы. Хроническое кровотечение для женщины даёт право на одну обязательную молитву после каждого омовения. Говорят, что однажды Муаза спросила Аишу о возмещении пропущенных постов и намазов после менструации. Та ответила, что посланник Аллаха велел возмещать посты, но про намазы такого не говорил. А Саид Мансур передал, что женщина, очистившаяся от менструации при послеобеденной молитве, должна совершить обеденный и послеобеденный намазы. Беспрерывные выделения, которые шли 5 суток, должны завершиться полным омовением и возмещением намазов и постов.

    Как действовать во время менструации?

    Интересно, как делать намаз женщине-новичку. Надо почаще произносить Зикр, обращаться к Аллаху с просьбами, окружать себя благочестивыми сёстрами и читать духовную литературу. Допускается чтение аятов со словами мольбы при обращении с просьбой. Жена Пророка Айша рассказывала, что Мухаммад говорил о ежемесячном осквернении как о благословенном очищении. Если в первый день осквернения женщина будет каяться перед Всевышним, то она попадёт в список освобождённых от адского пламени. Тех представительниц слабого пола, которые не следят за циклом и пропускают намазы, называют рассеянными и предрекают им трудности в Судный день.

    Как совершать намаз женщинам с маникюром? До купания стричь ногти не стоит, так как есть в хадисе слова о том, что удалённые ногти и волосы возвращаются в Судный день в осквернённом состоянии. Ещё интересен вопрос о женщине, преподающей учение Корана. По мнению некоторых, она может работать и во время менструации, но её работа ограничена, однако учить алфавиту она может.

    После завершения менструации надо провести ритуальное купание, или так называемый гусль. Откладывать его нельзя, а перед процедурой следует выразить ният. Теперь можно приступить к омовению со словами, обращёнными к Аллаху. В первую очередь омывается промежность, затем обливается голова и правая часть тела. Потом уже и левая часть. Теперь повторно моют всё тело. У женщин в основном длинные волосы и косы, и если вода не заходит внутрь, то их надо расплести и помыть. В Шариате делают отметку на тот случай, если вода не заходит внутрь естественно завитых волос.

    Согласно этикету

    Перед тем как делать намаз, женщине нужно справить все естественные потребности, чтобы не оскорблять ими Аллаха. Есть даже своеобразный этикет для этих процессов. Так, нужно выбирать укромное место, сторониться загрязнения тела и одежды, избегать оправлений в воде. После этого нужно прочистить оба прохода водой или бумагой. Женщина во время омовения не должна находиться в состоянии отравления, спать или быть без сознания. Нельзя кушать верблюжье мясо, прикасаться к половым органам, готовить еду на огне, смеяться или касаться нечистот.

    Вопрос о том, как делать намаз женщине-новичку, возникает при достижении совершеннолетия. Кроме того, девушка должна находиться в здравом уме, иметь намерение совершить намаз. Молитва становится недействительной, если человек является вероотступником, отказывается от обязательных действий намаза, выполняет лишь поясные или земные поклоны, искажает звуки или намеренно кушает и пьёт.

    Перед тем как делать намаз, женщине нельзя смотреть вверх, класть руки на пояс, закрывать глаза. Кроме того, нельзя излагать намерения совершить намаз вербально, опережать имама при коллективной молитве. Есть и ряд мест, где не рекомендуется молиться. Итак, как совершать намаз женщинам? Избегайте молитвы на кладбище, в бане и туалете, в верблюжьем загоне. Кстати, нельзя совершать молитву после родов и выкидыша. В такой период запрещён и пост.

    Омовение

    И мужчины, и женщины, собирающиеся совершить намаз, обязаны выполнить малое омовение (вуду), а для того чтобы войти в состояние ритуальной чистоты после половой близости или поллюции, необходимо совершить полное омовение (гусль), то есть очистить всё тело. Это является обязательным условием. Также для женщин после окончания периода послеродового очищения и критических дней гусль является фардом.

    Порядок тахарата перед намазом

    1. Если есть возможность, лучше сесть на возвышенное место, обратив лицо в сторону Киблы и произнести: “А’узу билляхи ми-наш-шайтанир-раджим” (Ищу прибежища у Всевышнего Аллаху от зла низвергнутого сатаны) и “Бисмилляхир-рахманир-рахим” (начинаю “с именем Всевышнего Аллаха Милостивого ко всем в этом мире и Милостивого только к верующим в Судный День”).
    2. Три раза вымыть кисти рук до запястий. Протереть пальцами одной руки между пальцами другой. Если на пальцах есть кольца или перстни, то сдвигать их, чтобы под них попала вода (фото 1).
    3. Сказав “Бисмиллях. “, набрать воду и полоскать три раза рот (фото 2). Почистить зубы, используя мисвак, а если его нет, то большим и указательным пальцами (фото 3), после этого прополоскать рот ещё два раза.
    4. После произнесения “Бисмиллях. ” воду втягивают в нос (фото 4). Если человек не постится, то воду поднести к крыльям носа и втянуть в ноздри, затем высморкать нос левой рукой. Эта процедура повторяется ещё два раза.
    5. Выразив искреннее намерение и сказав “Бисмиллях. “, следует, набрав воду в ладони, мыть лицо сверху вниз, от края волос до подбородка включительно, щёки – до ушей (фото 5). Обтереть рукой под бровями. Эти действия повторяются ещё два раза. При умывании лицо следует протирать.
    6. Сказав “Бисмиллях. “, мыть, потирая, правую руку до локтя (фото 6). Затем повторить это ещё два раза. Таким же образом три раза моется левая рука (фото 7).
    7. Со словами “Бисмиллях. ” провести мокрой рукой по одной четвёртой части головы. После этого указательными пальцами обтереть уши с внутренней стороны и одновременно большими пальцами за ушами (фото 9).

    Тыльной стороной трёх влажных пальцев рук, исключая большой и указательный, провести по шее сзади (фото 10). Проведение мокрыми руками по всей голове является сунной. Это именуется полным масхом (обтиранием) головы. Полный масх: намочить руки, отвести большие и указательные пальцы, при этом остальные три пальца каждой руки плотно сомкнуть вместе и внутренней стороной положить на верхнюю часть лба, где начинаются волосы (сомкнутые пальцы одной руки касаются сомкнутых пальцев другой руки), затем провести этими сомкнутыми пальцами по голове до затылка, где кончаются волосы (большой и указательный пальцы при этом не участвуют, при обратном движении провести ладонями по боковым сторонам головы. После этого указательными пальцами обтереть уши изнутри, а большими пальцами сверху вниз потереть за ушами. Затем тыльной стороной остальных трёх сомкнутых пальцев каждой руки провести сзади шеи (горло не обтирается).

    Мытьё ног нужно начинать с правой ноги, произнося “Бисмиллях. ” (фото 11). Промежутки между пальцами следует протирать мизинцем левой руки. Мытьё правой ноги начинается с мизинца, левой ноги – с большого пальца, и делается это снизу вверх. Левую ногу моют подобным образом и начинают также с произнесения “Бисмиллях. “. Обе ноги моют до щиколоток (фото 12).

    Обстоятельства, нарушающие тахарат (малое омовение)

    1. Выделение у человека мочи, экскрементов, крови, семени и т.п.
    2. Кровотечение и выделение гноя или сукровицы.
    3. Рвота полным ртом.
    4. Невменяемость.
    5. Состояние опьянения.
    6. Обморок.
    7. Испускание газов.
    8. Сон лёжа на боку или сидя на одном бедре, откинув ноги в сторону, а также сидя по-турецки, когда седалище не прижато плотно к месту сидения. Если человек засыпает сидя с плотно прижатым к месту седалищем, то его ритуальное омовение не нарушается.
    9. Громкий смех во время намаза (когда это слышат окружающие).
    10. Кровотечение из дёсен, когда количество этой крови превышает или равняется количеству выплёвываемой слюны.

    Бритьё, стрижка волос и ногтей не нарушает ритуальной чистоты, равно как выделение крови в количестве меньшем, чем количество выплёвываемой слюны.

    Порядок совершения гусль

    Согласно сунне, полное омовение совершается в следующем порядке:

    1. Сделать намерение совершить гусль (большое омовение), после чего помыть руки, половые органы спереди и сзади, даже если они чистые.
    2. Произнести “Бисмиллях. “, после чего совершить малое омовение (тахарат), выполняемое перед намазом. Если у ног собирается вода, то ноги помыть в последнюю очередь.
    3. Прополоскать рот и нос большим количеством воды, нежели при совершении обычного тахарата, потому что при таком полоскании выполняется и фард гусля по очищению рта и носа.
    4. Троекратно облить и помыть голову. При этом волосы на голове, борода и усы должны промокнуть до корней.
    5. Троекратно облить правое плечо и обмыть стекающей водой правую сторону тела.
    6. Троекратно облить левое плечо и обмыть левую сторону тела.

    Во время омовения всё тело протирать рукой для того, чтобы на теле не осталось ни одного места, на которое бы не попала вода, включая пупок и ушные проходы.

    Условия и порядок выполнения Таяммума

    Мусульманину разрешается совершать таяммум в следующих случаях:

    • отсутствие воды;
    • невозможность воспользоваться водой из-за угрозы обострения болезни;
    • опасность нападения со, стороны врагов и возникновение других аналогичных серьёзных препятствий.

    Таяммум совершают следующим образом: произнести “А’узу. ” и “Бисмиллях. “, ударить руками по почве или по другой заменяющей её поверхности и потереть ладони об эту поверхность движением вперёд и назад. После этого руками обтереть лицо. Затем ударить руками по почве второй раз и снова поводить ладонями вперёд и назад и протереть ими руки от кистей до локтей и обратно – сначала правую, потом левую.

    Если вы носите кольца, при совершении таяммума необходимо снять или сдвинуть их на пальцах и протереть место под ними.

    Масх по поверхности хуффа

    Как мужчинам, так и женщинам разрешается делать масх (проводить мокрыми руками) по кожаным носкам, именуемой “мест” или “хуфф”. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

    1. Хуффы надевают, будучи ритуально чистыми (после омовения-тахарата);
    2. Хуффы должны закрывать ноги до щиколоток, необходимо, чтобы они были прочными, способными выдерживать по меньшей мере 12 тысяч шагов;
    3. Хуффы не должны быть дырявыми или рваными (если есть разорванные места, то они не должны превышать ширины трёх мизинцев ноги);
    4. Хуффы должны быть водонепроницаемыми, достаточно толстыми и держаться на ногах без завязок;

    Масх по защищенной и незащищенной ране

    1. Человеку, у которого из-за вывиха, перелома или ранения какие-либо части тела забинтованы, заклеены пластырем или загипсованы, и при этом вымыть эти места не представляется возможным, разрешается делать масх по поверхности большей части бинта и т.п. Более того, если и это может нанести вред его здоровью, то он освобождается даже и от масха.
    2. В отличие от масха по обуви, у масха по поверхности повязки, бинта, гипса и т.п. нет срока действия – масх можно совершать до полного заживления раны. При этом не имеет значения и то обстоятельство, был ли человек при наложении бинта и т.п. в состоянии ритуальной чистоты или нет.
    3. Если повязка развяжется или спадёт после того, как выполнен масх, или на существующую повязку будет наложена новая, то обновление масха не является обязательным.

    Иллюстрации к выполнению тахарата

    ФОТО 1 – Руки моются до запястья. При мытье пальцами одной руки протирают промежутки между пальцами другой руки. Если на пальцах кольца, то их смещают, чтобы под них попала вода.

    ФОТО 2 – Чистка зубов мисваком относится к суннам тахарата. Мисвак берется в правую руку мизинцем и большим пальцем, при этом мизинец остается под мисваком, указательный, средний и безымянный пальцы оказываются сверху, а большой палец поддерживает его снизу. Увлажненным мисваком, начиная справа, чистятся все зубы.

    ФОТО 3 – Правой рукой набирают полный рот воды и прополаскивают. Однако соблюдающие пост, во избежание попадания воды в глотку, набирают ее меньше.

    ФОТО 4 – В нос вода подается правой рукой. Сморкаться следует левой рукой. Соблюдающие пост не должны втягивать воду в нос слишком быстро.

    ФОТО 5 – Лицо моют, начиная от края волос сверху вниз до подбородка включительно, щеки моют до мочек ушей.

    ФОТО 6 – Вода набирается в ладонь правой руки и с нее льется по руке. Рука моется включая локоть, при этом левая рука трет правую. В результате на руке не остается ни одного сухого места.

    ФОТО 7 – Вода набирается в ладонь левой руки и с нее льется по руке. Рука моется включая локоть, при этом правая рука трет левую. В результате на руке не остается ни одного сухого места.

    ФОТО 8 – Мокрую правую руку кладут на волосы и, начиная с линии их роста, делают масх – проводят ладонью вверх.

    ФОТО 9 – Указательными пальцами обтераются уши с внутренней стороны и одновременно большими пальцами за ушами.

    ФОТО 10 – Тыльной стороной трёх влажных пальцев рук, исключая большой и указательный, проводится по шее сзади. При этом движении руки направляются не к низу подбородка, а прямо к нижней части ушей, в стороны лица.

    ФОТО 11 – Мизинцем левой руки протираются промежутки между пальцами правой ноги, начиная с мизинца, далее в сторону большого пальца, затем моется вся ступня с щиколотками.

    ФОТО 12 – Левая нога моется подобно правой ноге, но протирание мизинцем левой руки промежутков между пальцами начинается с большого пальца и заканчивается у мизинца.

    Похожие статьи